Накануне Дня украинского кино, которое ежегодно отмечается во вторую субботу сентября, газета «Жизнь» решила вспомнить интересные премьеры и события, произошедшие в отечественном кинематографе за последние 12 месяцев. Который, к тому же был очень показателен в плане наглядности всех проблем, присутствующих в украинском кинематографе.
Вчера вечером стал известен претендент на «Оскар» от Украины. К сожалению, на момент выхода номера в печать, результаты еще не были известны. Поэтому скажем лишь, что за право представлять Украины соревновались «Вечное возвращение» Киры Муратовой, «Хайтарма» Ахтема Сейтаблаева и «Параджанов» Сержа Аведикяна и Елены Фетисовой.
Скоро в прокате
В 2013 году был снят фильм «Иван Сила» Виктора Андриенко, известный в основном тем, что главного героя в нем играет Дмитрий Халаджи. Задействованы и такие известные люди, как Василий Вирастюк, Ольга Сумская, Виктор Андриенко.
Пожалуй, самый экспериментальный фильм года – «Племя» Мирослава Слабошпицкого (напомним, в прошлом году он стал победителем кинофестиваля в Локарно). Все роли в нем играют глухонемые и непрофессиональные актеры. Звуковая дорожка в кинофильме отсутствует в принципе.
Очень перспективным является проект полнометражной ленты Марины Вроды «Степное». Напомним, в 2011 году Марина получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля за короткометражный фильм, который назывался «Кросс». Впрочем, в Украине этот фильм мало кто видел, поскольку он так и не появился ни в прокате, ни в Интернете (в отличие, например, от предыдущего каннского лауреата от Украины, фильма «Подорожні» Игоря Стрембицкого).
Одни и те же
В начале года во многих кинотеатрах страны была показана картина «Обычное дело» Валентина Васяновича. В нынешнем году должен выйти и фильм Васяновича «Креденс».
Лента «Тени незабытых предков» Любомира Левицкого позиционируется, как молодежный триллер. Примечателен он тем, что оператором в нем выступает Марк Эберли, работавший над съемками «Сумерек». В этом году должен выйти еще один фильм Левицкого – «Ломбард». Отметим также ленту «Поводырь, или У цветов есть глаза» Олеся Санина, известного, как режиссер фильма «Мамай».
Проблемы, проблемы и еще раз проблемы
О многих ли из этих фильмов вы слышали? Между прочим, это еще одна беда отечественного кинопроизводства. Выхода в прокат американского блокбастера зрители начинают сдать чуть ли не с первого дня съемки, а об украинских фильмах редкий зритель знает до дня премьеры, когда его, словно небывалую диковинку, неизвестно откуда взявшуюся, начинают показывать во всех новостях.
У киноиндустрии в нашей стране множество проблем. Начиная от недофинансирования, которое приводит к тому, что съемки некоторых фильмов затягиваются на долгие годы, заканчивая тем, что многие талантливые киношники либо уезжают из страны (как, например Сергей Лозница, эмигрировавший в Германию еще до того, как стал известным режиссером), либо и вовсе уходят из профессии (как сделал уже упомянутый Игорь Стрембицкий).
В этой связи очень символично, что вчера, то есть всего за два дня до Дня украинского кино в Киеве горела киностудия им. Довженко. В настоящий момент устанавливается размер ущерба.
Как изменится ситуация в ближайшие годы – сказать трудно, но если подход к производству фильмов не изменится, они по-прежнему будут восприниматься как что-то очень редкое и экзотическое. Почти из Красной книги.
Иван БУХТИЯРОВ