Да и как тут не бороться, если одним из пунктов стратегии развития на текущий год, утвержденной президентом Украины Виктором Януковичем, является разработка мер противодействия коррупции. С этой целью было подготовлено и принято множество изменений, внесенных в разнообразные законодательные документы, создан Единый государственный реестр коррупционеров и многое другое.
Лед тронулся?
Откровенно говоря, до недавнего времени борьба с коррупцией в центре и на местах выглядела не слишком убедительно и в большей степени выражалась в отлове мелких взяточников, публикации в СМИ чиновничьих деклараций о доходах и бесконечных разговорах о необходимости «выжигать каленым железом». Однако с недавних пор антикоррупционная борьба в Украине стала все больше напоминать осмысленные и скоординированные действия. Выражается это, в первую очередь, в том, что в сети прокуратуры начала попадаться более крупная рыбешка.
Суммы взяток, затребованных «погоревшими» государственными людьми, способны потрясти любого среднестатистического украинца.
В середине октября начальник Главного управления надзора за соблюдением законов спецподразделениями и другими органами, ведущими борьбу с организованной преступностью и коррупцией, Генеральной прокуратуры Украины Владимир Кривуценко провел брифинг, в ходе которого рассказал журналистам о мерах, принятых в рамках борьбы с коррупцией за отчетный период 2013 года. Согласно предоставленным данным, больше всего коррупционеров (свыше восьмидесяти) выявлено в Луганской, Донецкой и Днепропетровской областях. Чуть меньше взяточников поймано в Киевской и Харьковской областях, а также в Автономной Республике Крым. Речь по большей части идет о нарушениях в бюджетной системе и махинациях с земельными участками.
Суммы взяток, затребованных «погоревшими» государственными людьми, способны потрясти любого среднестатистического украинца. К примеру, один из столичных арбитражных управляющих требовал 5,6 миллиона гривен за ускорение процедуры санации предприятия. В целом же, в текущем году было задокументировано пять коррупционных деяний, цена вопроса которых перевалила за один миллион гривен.
Искаженная действительность
На самом же деле интересны не столько предоставленные ГПУ данные, сколько реакция на них многих отечественных СМИ. Я, конечно, понимаю, что ругать сегодня Донецкую область – это хорошо для рейтингов, и новость с заголовком вроде «Прокуратура назвала малую родину президента одним из самых коррумпированных регионов страны» гарантированно привлечет внимание аудитории. Однако тенденции тенденциями, а журналистскую этику никто не отменял. Пожалуй, во всех областях страны проблем нынче столько, что найти повод для битья совсем нетрудно. Зачем же передергивать?
То, что в регионе задокументировано больше коррупционных деяний, совсем не значит, что коррупция в его руководстве засела особенно глубоко.
Высчитывая количество совершенных убийств, мы отталкиваемся от числа найденных тел, а вовсе не задержанных преступников. Иначе выходит, что для достижения лучших показателей прокуратуре региона нужно тихонечко сидеть и наблюдать за происходящим, чтобы не дай бог никого случайно не поймать. Само собой, граждане, способные отделить зерна от плевел, поняли, о чем речь, но ведь хватает и таких, кто принимает за чистую монету все, о чем говорят журналисты. Зачем же обманывать народ? И раз уж на то пошло, уровень преступлений, совершенных в корыстных целях (и коррупции в том числе), всегда выше там, где больше всего денег. Думаю, читатель и так понимает, в каком регионе сконцентрированы финансовые активы страны.
Об этом косвенно свидетельствуют и озвученные на том же брифинге суммы пяти наиболее крупных взяток нынешнего года. Первое и второе места в этом рейтинге ожидаемо заняли киевские коррупционеры. Далее следуют Крым, Одесская и Черновицкая области. Но там и суммы пожиже, да и размах поменьше.
В целом же с начала года за коррупционные деяния к ответственности были привлечены полторы тысячи человек, львиную долю из которых составляют государственные служащие. Конечно, в нынешних реалиях это не более чем капля в море. Но хочется верить, что лиха беда начало, и со временем отечественные взяточники перестанут чувствовать себя столь вольготно.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ