В редакцию обратилась читательница с вопросом: «Мой муж, гражданин Турции, грозится забрать нашего сына к себе на родину в случае развода. Какие законы защищают в этом случае меня, как гражданку Украины, и моего ребенка?»
Комментирует ситуацию начальник отдела по вопросам правовой помощи исполнения конвенций и соглашений, представительства в судах интересов государства Главного управления юстиции в Донецкой области Екатерина Жемерика.
Вследствие разрыва отношений родителей судьба детей усложняется, особенно в международном браке. Безусловно, каждый случай индивидуален, исходя из уникальных обстоятельств каждой семьи, но в любом случае ребенок не должен быть перемещен или незаконно удерживаться на территории другого государства.
В этом смысле все более актуальной в своем применении является Гаагская конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, которая была принята в рамках Гаагской конференции по международному частному праву еще в 1980 году и получила широкое распространение в мире. Для Украины этот многосторонний международный договор вступил в силу с 1 сентября 2006 года.
Целями данной конвенции является защита детей в международном масштабе от последствий, которые могут им повредить в результате их незаконного перемещения или незаконного содержания, и обеспечение незамедлительного возвращения детей в государство их постоянного места жительства.
Суть конвенции заключается в том, что один из родителей (или любое другое лицо, наделенное правом попечительства над ребенком) не имеет права единолично принимать решение об изменении места жительства ребенка и, в частности вывозить его в другое государство. А в случае возникновения такой ситуации ребенок должен быть немедленно возвращен в государство своего постоянного проживания для того, чтобы компетентный орган именно этого государства, как государства постоянного места жительства ребенка, принял решение об определении места жительства ребенка и участии в его воспитании родителей (иных лиц) в условиях их разорванных отношений.
Так, путем применения этой конвенции, в рамках ее положений, на законодательном уровне можно начать процедуру по решению вопросов о возвращении ребенка в государство его постоянного местожительства или обеспечению права доступа к ребенку.
В Украине центральным органом по выполнению положений указанной конвенции в порядке сотрудничества с иностранными центральными органами определено Министерство юстиции, которое действует непосредственно или через территориальные управления юстиции.
Функции и механизм взаимодействия привлеченных к выполнению конвенции органов власти определяются Порядком выполнения на территории Украины конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, утвержденным Постановлением Кабинета министров Украины от 10.07.2006 года № 952.
Следовательно, орган юстиции, на основании заявления лица или учреждения, которые утверждают, что ребенок был вывезен из государства – участника конвенции или удерживается на территории иностранного государства с нарушением прав попечительства над ребенком, принимает соответствующие меры. В том числе – инициирование и сопровождение решения вопроса в судебном порядке, в случае отказа лица добровольно вернуть ребенка в государство его постоянного местожительства.
При рассмотрении данной категории дел суд не пытается выяснить ответ на вопрос, к кому из родителей ребенок склоняется, а фактически решает вопрос о возвращении ребенка к юрисдикции государства его постоянного проживания.
Таким образом, констатация или опровержение факта незаконного перемещения и незаконного содержания ребенка в Украине является исключительно прерогативой судебного органа.
При этом следует заметить, что Европейский суд по правам человека неоднократно рассматривал дела, связанные с решением национальными судами споров в контексте похищения и возвращения ребенка. В своих решениях международная судебная инстанция обязывала государства – члены Совета Европы возвращать детей в государства их постоянного проживания в случаях, установленных Гаагской конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года.