Продажи туров в Украину в декабре рухнули сразу в нескольких турагентствах. Иностранцы не только не покупают туры в страну, но и отменяют ранее заказанные поездки.
«Среди наших клиентов около 70% заказанных до Майдана новогодних и предновогодних туров в Украину уже аннулированы», – говорит директор агентства «Кандагар-Украина» Вероника Львова.
Дело в том, что 95% экскурсионных туров в Украину покупают россияне, поясняет Львова. И хотя Министерство иностранных дел России пока не выдавало рекомендаций отказаться от посещения Украины, российские масс-медиа всеми силами способствуют этому, говорит глава Всеукраинской ассоциации туроператоров Игорь Голубаха. «В итоге большинство россиян уверены, что в Украине для них опасно», – говорит он. По словам Львовой, особенно страшно им ехать в Киев, Карпаты и Закарпатье.
Боятся не только россияне, нет заказов и из Прибалтики, хотя раньше многие латыши ездили отмечать Новый год в Карпаты, говорит Вероника Львова.
«Недавно мне позвонили из посольства одной из Скандинавских стран. Нескольким бизнесменам из этой страны необходимо было попасть в Полтаву по делам. Но они боялись лететь через Киев, поэтому просили встретить их в Харьковском аэропорту и доставить оттуда в Полтаву», – рассказывает гендиректор агентства «Олимп Тревел» Ладислав Форнвальд. Кроме того, возникает вопрос: зачем ехать на экскурсию по городу, если центр столицы перекрыт? – отмечает он.
Не лучше обстоят дела и с выездным туризмом – туристический поток из Украины упал примерно на 30%, говорит директор по развитию розничных продаж в странах СНГ и Восточной Европы International Air Travel Index Йосиф Андрик. Новогодние туры в экзотические страны были раскуплены уже давно, но дальнейшие поездки люди пока не планируют.
Если Евромайдан затянется надолго, это значительно скажется на туристической отрасли, предполагает Форнвальд. «Любая нестабильность первым делом отражается на туристах. Особенно это касается событий, связанных с возможной опасностью для гостей», – отмечает он. К примеру, революция в Египте привела к сокращению туристического потока на 33%, в Тунисе – на 40%.