Узнав, как приняли члены жюри и просто зрители новую работу Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами», я задумалась – возможно, стоит остановиться только на прочтении книги, проигнорировав ее экранизацию.
Сама тема работы Роберта М. Эдсела и Брета Уиттера мне кажется весьма занятной и важной. Книга имеет подзаголовок «Нацистские воры, хранители памятников и крупнейшая в истории операция по спасению мирового наследия», который тезисно дает понять, о чем пойдет речь.
Это рассказ об уникальном, не имевшем аналогов в истории подразделении, спасавшего из огня войны культурное наследие Европы. Его солдаты и офицеры не были типичными героями войны – они были искусствоведами, музейными кураторами, работниками архивов, специалистами по истории живописи и архитектуры, которые добровольно надели военную форму и отправились на поля сражений. Потому что лучше всех понимали угрозу цивилизации – добычей нацистских грабителей стали более пяти миллионов произведений искусства и других культурных ценностей из музеев, храмов, библиотек и частных собраний Европы.
Задача отряда «хранителей памятников» была сформулирована коротко: спасти как можно больше. В непосредственной близости от передовой, рискуя нарваться на шальную пулю или подорваться на мине, «хранители» упорно и самоотверженно делали свое дело, спасая Вермеера и Леонардо, Микеланджело и Ван Эйка, Рубенса и Рембрандта… Благодаря этим людям культурное наследие Европы не погибло.
Создателей экранизации обвинили в исторических неточностях, тут я не берусь защищать книгу или обвинять в таком промахе. Но читается работа легко, детективная составляющая может удерживать интерес. А ведь если разобраться, то это еще и история о том, как люди, ценящие искусство превыше всего, рискнули бросить вызов фанатику, который вознамерился переплюнуть Карла Великого, покорить мир и, потакая своей болезненной фантазии, собрать гениальнейшие работы всех времен. Однако благие намерения побеждают не только в сказках. К счастью.