Птицы счастья тоже стареют. Когда их хозяева по каким-то причинам больше не могут быть счастливыми, прекрасные пернатые синего цвета превращаются в обыкновенных серых попугаев жако, безропотно сидящих в своих клетках. Они не могут исправить чужих ошибок, вылечить от болезни, подарить вторую жизнь, но они по-прежнему могут приносить радость. Стоит только в это поверить, и старый, унылый жако вновь станет птицей цвета ультрамарин. Однако порой, даже люди с хорошим зрением могут быть настоящими слепцами.
«Птица цвета ультрамарин» – так называется черно-белый короткометражный фильм украинского телеведущего, автора телепроектов и режиссера Ильи Ноябрева. Его сюжет простой, трогательный и немного печальный, но в то же время многофункциональный, если можно так сказать. Каждый увидит и услышит в нем что-то свое, а игра главного героя – Старика, роль которого исполнил прославленный российский писатель и актер Евгений Гришковец, мало кого оставит равнодушным. У Гришковца в короткометражке нет даже имени, но есть проблема, которую невозможно решить, и цель, на достижение которой есть только один день.
«Это последний ваш день, просыпайтесь. У вас мало времени», – слышит сквозь сон чей-то голос старик и даже не пытается с этим спорить. Он знает, что сказанное – истинная правда, потому единственное, что он может сделать – это смириться и попытаться за один день найти новый дом своему старому другу – серому попугаю жако, который когда-то, когда его хозяин был молодым и успешным рок-музыкантом, был синего цвета. К слову, у самого Гришковца тоже когда-то жил жако.
«Это была такая злобная тварь, которая все время издавала отвратительные звуки, передразнивала собаку. Он очень быстро выучил звук моего мобильного телефона, будил меня по ночам, – рассказал на премьере фильма Евгений Гришковец. – Но с этой птицей мне было приятно работать. Она была покладистой и не спорила со мной». Однако несмотря на хороший характер «напарницы», Евгению все же пришлось нелегко в прямом смысле этого слова.
Съемки проходили на улицах Киева, в том числе и на Крещатике, но в седовласом старике в потертом плаще мало кто узнал известного драматурга и актера. Автографов не просили, на мобильные телефоны не «щелкали». «Я не снимаюсь в бестселлерах, поэтому меня узнают люди, которые читают книги и ходят в театры. Они ведут себя деликатно. Я видел по глазам, что они меня узнали, но они не подходили, – рассказал Гришковец. – Подходили в основном городские сумасшедшие, чтобы рассмотреть попугая».
Отвечая на вопрос, думал ли он о своем последнем дне, играя роль героя, который знает, что жить ему осталось меньше суток, Гришковец ответил: «Кто-то боится летать на самолете. У меня в год около ста перелетов и, конечно же, как любой нормальный человек, я не без тревоги взлетаю, произношу какие-то молитвы, но о последнем дне не думаю. Благо, этот последний день от нас скрыт и нам неведом».
По мнению российского актера, фильм «Птица цвета ультрамарин» – фестивальный. В нем напрочь отсутствует коммерческая составляющая, но есть куда более важные вещи, которыми сейчас жертвуют многие кинематографисты, – это душа, талант и смысл.