В понедельник истек срок, данный властью участникам Майдана для того, чтобы выполнить договоренности по освобождению админзданий и уборке баррикад. Чтобы добиться амнистии для арестованных товарищей, митингующие окончательно освободили здание Киеврады. Работники мэрии начали возвращаться на свои рабочие места. "Обозреватель" посмотрел, как убирают постреволюционную мэрию и как выглядит улица Грушевского.
В понедельник истек срок, данный властью участникам Майдана для того, чтобы выполнить договоренности по освобождению админзданий и уборке баррикад. Чтобы добиться амнистии для арестованных товарищей, митингующие окончательно освободили здание Киеврады. Работники мэрии начали возвращаться на свои рабочие места. "Обозреватель" посмотрел, как убирают постреволюционную мэрию и как выглядит улица Грушевского.
Мэрия: большая разница
Вчерашние обитатели здания Киеврады еще выносят последние пакеты со своими вещами, а коммунальщики уже взялись оценивать размеры нанесенного зданию ущерба и разгребать оставленные революционерами завалы. Начать решили с восстановления ворот на заднем дворе мэрии: пока будут реставрировать кованые ворота, проход ограничат временными жестяными.
При входе во двор – залежи пожертованной революционерам одежды: то, что не увезли с собой вчерашние хозяева здания, сейчас выложили неподалеку от ворот.
Попасть внутрь мэрии сейчас можно только с черного входа – двери со стороны Крещатика после ночного штурма решили запереть изнутри, сняв предварительно ручки. Уже возле входа кипит уборка.
Туда-сюда снуют десятки людей с огромными мешками в руках – складывают их неподалеку от входа, откуда потом мешки заберут мусоровозы.
Работники ЖЕКов со всех районов города собирают мусор, отмывают затоптанные тысячами ног полы и обрывают со стен, лестниц и мебели щедро налепленные наклейки, рисунки и объявления.
"Это капец… Нагадили-нагадили, а нам теперь убирать это все! Думаю, чтобы это все привести в более-менее нормальное состояние, нужно месяца полтора", - жалуется одна из работниц коммунального предприятия Подольского района. По словам женщины, меньше чем за час она насобирала более 10 мешков мусора.
Особое удивление у коммунальщиков вызвали сложенные на втором этаже крепежи и строительная опалубка. Их кто-то невесть зачем притащил с соседней стройки. Рядом – несколько мешков с песком и цементом.
"Тут же не только убрать нужно – с уборкой мы общими усилиями справились бы за неделю где-то. Но тут же все побито, колоны измазаны, двери разбиты – нужно шпаклевать, менять. Вы знаете, я – за народ, я сама сюда с месяц назад приходила, с внучкой. Но то, что я вижу сегодня… Это же лицо столицы! Нужно другими методами действовать", - уверена Светлана, работающая в КП "Введенское".
Во время нашего пребывания в здании Киевсовета, коммунальщики убирали в коридорах и возле Колонного зала.
В сам зал уборщики пока не добрались. Поэтому там все выглядит так, будто бы жившие еще вчера тут люди просто ненадолго вышли.
На балконах остались брошенные матрацы, одеяла и одежда.
Недалеко книги и журналы, противогазы и каски.
И даже остатки продуктовых запасов: сало, мед и бутерброды.
По следам мародеров
В понедельник в мэрию уже вернулись сотрудники, большинство из которых в течение двух месяцев работали в других местах. Увиденное повергло их в шок: по словам работников КГГА, с первого по шестой этаж практически во всех кабинетах взломаны двери. Неизвестные не только разгромили коридоры и кабинеты, но и вынесли из них практически все, что имело какую-то ценность.
"Что увидели, когда пришли? Разгромленные кабинеты. Можете зайти посмотреть. Здесь были картины, вот рамы поломанные, вон ножик лежит, которым посрезали картины. Вот компьютер – это все, что осталось от компьютера. Ни одного компьютера нет. Они стояли во всех кабинетах, теперь ни одного компьютера у нас не осталось", - разводит руками Валерия Станиславовна, руководитель управления председателя КГГА.
Кроме картин, среди которых были и довольно ценные, и компьютеров, незваных гостей заинтересовали также микроволновки, кофеварки, чайники, плазменные телевизоры и огромный лазерный принтер. Вся эта техника, утверждают сотрудники КГГА, пропала из кабинетов на втором этаже. Не побрезговали и личными вещами.
"Личные вещи: книги, подаренные картины - все это украли. Милиция должна сейчас прийти, будем писать заявление", - рассказывает Валерия Станиславовна.
Захватчики КГГА чувствовали себя в здании вольготно: во многих кабинетах, даже в том, где раньше сидел Попов, остались следы застолий.
Неизвестные не только перекусили принесенными с собой харчами, но и щедро угостились отысканными в кабинетах винами, шампанским и коньяком. Пытались даже вытащить установленные в коридоре диваны для посетителей.
Кабинету Попова досталось не меньше, чем кабинетам его подчиненных. Оттуда исчезли книги, плазменный телевизор, а также несколько старинных картин и гравюр.
Похожая картина – на всех этажах по шестой включительно. Сильнее всего пострадал третий этаж, где находились кабинеты заместителей Попова. Тут зачем-то неизвестные еще и попробивали стены. На одном из этажей коммунальщики нашли даже целый склад приготовленных коктейлей Молотова и заготовки для них – несколько ящиков пустых стеклянных бутылок.
Фото РБК-Украина
Чаще всего злоумышленники даже выбивали в дверях только небольшие дыры, через которые и "входили" в кабинеты.
А там – забирали все понравившееся. Иногда что-то оставляли замен – как например нарисованная и вставленная в раму свастика и даже куча дерьма на пороге.
Киеврада без "Рады"
Если чиновники из КГГА в понедельник на обычное место работы пришли впервые после перерыва, то сотрудники Киеврады работали в мэрии каждый день. Но их кабинеты – вместе с кабинетом Галины Гереги также обворовали. Правда, еще в пятницу. Кроме традиционных плазменных телевизоров, принтеров, факсов и микроволновок, уволокли даже кулер и монитор видеонаблюдения.
Но больше всего в Киевраде переживают из-за того, во что после незваных гостей превратился сессионный зал. Тут полностью разгромлен пресс-центр – неизвестные вынесли не только плазмы и компьютеры, но и почти все кресла.
"У нас было 50 красных кожаных кресел для журналистов – осталось 10. Когда вчера вывозили, наши сотрудники из административно-хозяйственного обеспечения говорят: ребята, что же вы делаете? Это же наши стулья! Они говорят: дядя, вам что жаль? Вы себе новые купите! Реально жаль, потому что пресс-центр был оборудован, красиво было. А теперь ужас что из него сделали", - возмущается пресс-секретарь Гереги Юлия Чудновец.
Самая большая потеря Киеврады – система "Рада", с помощью которой проводилось голосование. Неизвестные вломились в серверную и вынесли по 5 мониторов и системных блоков – сердце системы. Теперь в Киевраде ожидают экспертную комиссию, которая должна оценить, во сколько городу обойдется новая система. Предыдущую в 2006 году покупали за 3,5 млн. грн.
Но пропажа системы "Рада" чревата не только финансовыми расходами. На ее изготовление и установку уйдет минимум 3,5 месяца. А значит, в течение этого срока не будут рассматриваться вопросы по земле, аренде и собственности. Что автоматически означает недовыполнение доходов бюджета.
Амнистия от Макеенко
В то же время, новоназначенный председатель КГГА Владимир Макеенко уверяет: никаких претензий к кому бы то ни было не будет. Он уверен, что представители оппозиции с радостью компенсируют пропавшие из кабинетов вещи – стоит ему только попросить. А восстановление здания вообще не будет стоить городу ни копейки.
"Я откровенно скажу: телефон разрывается от спонсоров. Они предлагают помощь, но я не хочу их рекламировать. Сколько бы это ни стоило, мы разберемся внебюджетными средствами", - уверяет Макеенко и обещает даже не обращаться в милицию, дабы не ссориться с Майданом.
Хотя большинству его подчиненных такую миролюбивость понять сложно: несмотря на заявления Макеенко, что все сотрудники вышли на рабочие места с понедельника, многим из них негде сидеть и не на чем работать.
Баррикады расчистили частично
Второй составляющей условий глобальной амнистии было требование очистить центр города от баррикад. Со стороны Бессарабской площади мы никаких изменений не заметили: тут остался такой же проход, как и ранее.
На Институтской ближнюю к Майдану баррикаду расчистили частично: посредине убрали мешки со снегом и установили ворота.
Баррикада выше по Институтской уже давно может похвастаться воротами, сваренными из снятых неподалеку секций забора. Тут так же стоит охрана.
"Проезду мы не мешаем. Стоим, чтобы не пускать на Майдан пьяных, машины с алкоголем или опасными грузами", - объяснил свою миссию один из охранников.
В целом, на всех центральных улицах баррикады частично расчистили. Хотя маршрутки, которые раньше ездили, к примеру, по Владимирскому спуску, свою работу пока не возобновили.
Самое долгожданное разбарикадирование ожидалось на Грушевского. Тут действительно расчистили улицу, прорубили проходы во всех уровнях баррикад. Везде стоят патрули самообороны, которые тщательно фильтруют проходящих через кордон.
Митингующие уже установили одни ворота и, как сообщили нам дежурящие на баррикадах парни, планируют установить еще одни, ближе к милиции. Подумывают также об установлении наблюдательной вышки, но пока никаких приготовлений к ее сооружению мы не заметили.
Проехать по Грушевского по-прежнему нельзя. Зато при желании можно дойти до остающихся на прежних позициях милиционеров – их, к слову, в пределах видимости поразительно мало.
Не препятствуют ни те, ни другие и работе коммунальных служб: в понедельник тут вовсю работали сотрудники "Киевводоканала" и "Киевгорсвета".
Первые устраняли неполадки и выкачивали канализацию, а вторые "возвращали в город уют": чинили поврежденные фонари. К вечеру Грушевского замер в ожидании вторника: кто знает, чем закончится ожидаемая многотысячная блокада майдановцами Верховной Рады…