Родителям учеников сельских школ не так-то легко реализовать свое право на выбор учебного заведения для своих детей. Как правило, за них этот вопрос решают районный власти.
«В феврале 2014 года наша семья переехала на постоянное жительство в село Днепроэнергия Великоновоселковского района Донецкой области. Наш сын Альберт, учащийся четвертого класса, перевелся из Донецкой средней физико-математической школы №17. Он является участником олимпиады «Кенгуру» и других областных школьных олимпиад. Ребенок растет и воспитывается в благополучной, внимательно относящейся к воспитанию детей семье, – написала в газету «Жизнь» читательница Нина Ковтунова. – Согласно ст. 60 Закона «Об образовании», которая дает право родителям выбирать школу для получения образования и защиту прав ребенка на всех уровнях, из двух школ, в пределах маршрута школьного автобуса, была выбрана Комарская средняя школа в Великоновоселковском районе Донецкой области. Эта школа ведет обучение на русском языке, как и школа, из которой перевелся ребенок. В семье тоже все общаются на русском языке. В школе вторым иностранным языком является греческий язык, а это важно для семьи, в которой воспитывается уважение к культуре и истории предков, а ими в нашей семье являются греки. Веселовская школа ведет обучение на украинском языке, таким образом, не является для нашего ребенка подходящей из-за усложнения обучения.
Во время оформления документов в Комарской школе нас предупредили, что необходимо обратиться в районный отдел образования для организации подвоза ребенка к школе, который осуществляется школьным автобусом. Закрепленный к этой школе автобус обслуживает две школы – Веселовскую и Комарскую, и подвозит детей из 9 населенных пунктов, в их списке село Днепроэнергия. Но маршрут составлен без учета подвоза школьников в Комарскую среднюю школу, которые проживают в селе Днепроэнергия.
На личном приеме в районном отделе образования начальник отдела Алексеева Оксана Григорьевна пообещала организовать подвоз ребенка, но для скорейшего решения этого вопроса попросила внести предложения по изменению графика движения автобуса таким образом, чтобы не менять маршрут, минимизировать расход топлива и в то же время организовать подвоз нашего ребенка в Комарскую среднюю школу. Мы договорились наши предложения обсуждать по телефону.
В ожидании распоряжения районного отдела образования ребенка к школе мы подвозили с помощью наемного транспорта, можно сказать, по следам школьного автобуса.
Время шло, по телефону нам ничего внятного не отвечали. При следующем телефонном разговоре начальник отдела образования сообщила нам, что населенный пункт, в котором мы проживаем, не является закрепленным за Комарской школой, и она не обязана нам способствовать в подвозе ребенка к школе.
В настоящее время мы находимся в тяжелых материальных условиях, осуществлять подвоз ребенка к школе (расстояние от дома до школы более 10 километров) не имеем возможности. Ребенок находится вне учебного процесса, школу не посещает. Надеемся на ваше вмешательство, содействие в решении вопроса».
Начальник отдела образования Великоновоселковской районной государственной администрации Оксана Алексеева, прокомментировала журналисту «Жизни» эту ситуацию, отметив, что район не в состоянии нести дополнительные расходы, чтобы подвозить одного школьника в выбранную родителями школу и менять расписание в одном из учебных заведений.
– В сельской местности законодательство обязывает, если учебное заведение находится вне границ пешеходной зоны населенного пункта, который за ней закреплен, то администрация берет на себя подвоз ребенка к школе. Для того чтобы не иметь путаницы, от какого населенного пункта мы подвозим детей и к какой школе, каждый сельский совет определяет, за каким учебным заведением он закреплен. Затем эти решения утверждаются на уровне района. Потом разрабатываются маршруты школьных автобусов. На зарплату и топливо деньги выделяются из госбюджета. Село Днепроэнергия закреплено за Веселовской школой. Законодательных оснований для того, чтобы организовать подвоз ученика в Комарскую, а не Веселовскую школу, у нас нет. Также это дополнительный расходы для бюджета. И автобусный маршрут проходит таким образом, что если было бы принято решение подвозить одного ученика, то пришлось бы менять расписание в Комарской школе, – рассказала Оксана Григорьевна.
Ира ПЕТРОВА, фото Александра КОВАЛЕНКО