Слагаемые комфорта
Одна из самых востребованных рубрик «Жизни» продолжает свою работу. Газета не перестает принимать звонки читателей с самыми разными вопросами. Темой номер один по-прежнему остается жилищно-коммунальная. На этот раз речь пойдет о газе и угле.
Можно ли компенсировать тепло?
Как пишут ветераны, и к тому же бывшие шахтеры, им всегда помогали с углем бесплатно, но в этом году ситуация критическая. «Раньше топливом обеспечивали, а этой зимой угля не привезли, поэтому вынуждены замерзать», – рассказывает 87-летний Иван Мокронос, живущий в «хрущевке» без удобств по улице Тимура в Куйбышевском районе.
Аналогичная ситуация и у его ровесника Ивана Гнатюка, проживающего в частном секторе на улице Кубанской, что в Кировском районе. «Полжизни я проработал на шахте, а теперь нечем обогреть дом, а тот уголь, что продают, – с породой и вообще не горит», – жалуется ветеран.
За помощью и разъяснениями газета «Жизнь» обратилась в управления труда и социальной защиты населения Куйбышевского и Кировского районов Донецка. Там ответили, что действительно вплоть до прошлого года городской исполком выделял средства на уголь ветеранам и договаривался с шахтами о его бесплатной доставке. В нынешнем же году шахты отказались от такой благотворительности, и ни одно предприятие теперь не занимается поставками угля. Вместо этого по статье 43 Горного Закона ветераны войны и бывшие шахтеры имеют право на компенсацию – то есть вместо топлива они получают деньги. Правда, сумма эта далеко не большая. Всего 326 гривен в год. А если сравнить, что, по данным тех же районных управлений соцзащиты, тонна посредственного угля стоит 750 гривен, а хорошего – 1200-1300 гривен, то становится понятно, что реальные затраты на обогрев зимой такими средствами не компенсировать. Однако, если дом вдруг газифицируют, бывшие шахтеры все равно смогут получать компенсацию, возмещающую затраты на коммунальные услуги, при условии, что горняк ушел на пенсию с шахты, которая действует, и стаж работы на ней у льготника более 10 лет.
Что же касается наших героев, то, как проверили специалисты, ни один из них за компенсацией по углю не обращался. Ветеранам советуют поскорее прийти в управление труда и соцзащиты населения своего района, чтобы решить этот вопрос. По словам сотрудников УТСЗН Куйбышевского района, они уже связались с квартальной той улицы, где проживает Иван Мокронос, чтобы ему помогли собрать нужные документы.
Отчего растут долги?
На недопонимание с горгазом пожаловалась в газету жительница улицы Краснолиманской, д. №10 города Донецка Елена Попова. «За долги в 2008 году мне отрезали газ, – признается она, – однако, что непонятно: тогда я была должна горгазу полторы тысячи гривен, а сейчас мне приписывают долг в 11 тысяч гривен. Притом, что газом с тех пор я не пользовалась…»
Позицию предприятия разъяснил руководитель пресс-службы ПАО «Донецкгоргаз» Виталий Шеховцов:
«С 1 августа 2010 года, как известно, стали действовать новые тарифы в соответствии с постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины № 812 от 13.07.2010 г. Цена «голубого топлива» сейчас зависит от объемов потребления. Если абонент использовал газа не более 6 000 кубометров в год, то заплатит в два раза меньше за кубометр, чем если бы он потратил топлива свыше 6 000 кубометров в год. Елена Попова в 2008 году в норматив не вложилась и потребила 8423,02 кубометра газа. Следовательно, его тариф стал не до 6000 м3 газа в год, а до 12000 м3 газа в год. (Тарифы можно посмотреть на сайте ПАО «Донецкгоргаз» gaz.donetsk.ua). Поэтому абоненту было произведено доначисление по нормам потребления, согласно постановлению №475 от 29.05.2003 года Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины».
Газовики предупреждают: чтобы долги не попали под перерасчет, их нужно вовремя погашать. В противном случае дело может дойти и до суда, и тогда придется пожертвовать личным имуществом. А сейчас Елене Поповой могут лишь посодействовать в рассрочке немалого долга.
(Рубрику ведет Елена ШУЛЮПОВА)