На протяжении своего существования человечество всегда испытывало неподдельный интерес ко всевозможным проявлениям насилия. Древние римляне, например, в перерывах между завоевательными войнами любили потешить себя гладиаторскими боями, а русские селяне с удовольствием участвовали в кулачных боях, которые английские джентльмены называли боксом. Но современному человеку для того, чтобы утолить жажду насилия, уже не надо даже выходить из дома. Телевизор покажет все, что нужно.
И речь идет не о вечерних выпусках украинских новостей, и не о трансляциях из парламента на телеканале «Рада», где крови и насилия зачастую больше, чем в фильмах Джона Ву.
Не так давно мне порекомендовали ознакомиться с очередным развлекательным шоу «Следствие ведут экстрасенсы», ибо проект якобы популярен в народе и настолько интересен, что оторваться невозможно.
Просмотр нескольких выпусков серьезно меня озадачил. Либо аудитория шоу экстрасенсов совсем не смотрит новости, либо смотрит, но острых ощущений ей все равно не хватает.
Для тех, кто не смотрел данный продукт отечественного телевидения, вкратце объясню суть: экстрасенсы прибегают к своим сверхъестественным способностям, чтобы помочь родственникам жертв преступлений узнать правду о случившемся.
Поймите меня правильно, возможно, все эти люди – действительно настоящие экстрасенсы, и, может быть, они на самом деле помогают людям. Я даже готов поверить в то, что рассказанные истории о двойных убийствах и тройных предательствах имели место быть (хотя из СМИ я ни о чем подобном не слышал), но от этого само шоу не становится менее отвратительным.
Представьте себе ситуацию: экстрасенс сообщает героине программы о том, что ее ребенка долго пытали, а затем изнасиловали и убили. Нам показывают залитое слезами лицо матери. И в этот момент за кадром звучит бодрый голос диктора: «Так кто и зачем убил несчастную девочку? Может, наши специалисты уже знают ответ?». Могу ошибаться, но, похоже, что говорит это тот же человек, который комментирует «X-фактор» и «Україна має талант», причем ровно с такими же интонациями.
Более того, все, начиная от схемы передачи и заканчивая ее рекламой, напоминает об упомянутых выше программах.
Возможно, авторы шоу этого и не понимают, но, по сути, они, уподобляясь организаторам гладиаторских поединков, превращают чужую трагедию в развлекательное зрелище. Заметьте, показывают это в прайм-тайм, когда семьи собираются у телевизора, чтобы посмотреть что-нибудь легкое, приятное и ненавязчивое.
Я не ханжа и на досуге могу развлечься просмотром голливудского триллера, но здесь речь идет о реальных преступлениях с не менее реальными жертвами. Человеческая жизнь и без того обесценивается быстрее, чем деньги во время инфляции. Зачем же усугублять положение, делая из чужой боли развлекательный продукт для всей семьи?