Вот уже два года все новинки книжных магазинов с авторством Рубиной – это сборники рассказов. Последний роман – «Синдром Петрушки» – впервые был издан в 2010 году, но из-за неспадающего спроса до сих пор переиздается.
Дина Рубина совершила невозможное — соединила три разные жанра: увлекательный и одновременно почти готический роман о куклах и кукольниках, стягивающий воедино полюса истории и искусства, семейный детектив и психологическую драму, прослеженную от ярких детских и юношеских воспоминаний до седых волос.
Страсти и здесь «рвут» героев. Человек и кукла, кукольник и взбунтовавшаяся кукла, человек как кукла — в руках судьбы, в подчинении семейной наследственности? — эту глубокую и многомерную метафору автор повернула самыми разными гранями, не снисходя до прямолинейных аналогий.
Достойный антураж происходящего. Эдакая мозаика из времен и мест – Львов, Иерусалим, Самара, Сахалин, Прага – одна яркая картинка сменяется другой, как в калейдоскопе. Мы оказываемся то в детстве главных героев, то возвращаемся к настоящему, чтобы снова нырнуть в их прошлое и загадочное прошлое их семей. Нить повествования тоже перетекает из рук в руки – чаще всего с нами говорит автор, но и сами герои не молчат, она им дает слово, позволяет выговориться.
Платон называл человека божьей марионеткой и говорил, что у него тоже много нитей – добрые побуждения, дурные побуждения… Но подчиняться стоит только «золотой нити» разума… Кукловоды могут вам рассказать, что их персонажи устроены по такому же принципу. Можно одну за другой обрезать все ниточки, но пока остается одна главная «золотая нить», кукла будет жить.
Читая «Синдром Петрушки», понимаешь, что мир кукол мало напоминает сказку. Скорее он просто отражение вполне реального мира, в котором мы с вами живем. И главный герой романа не раз подчеркивает, что декорации в жизни какие-то кукольные, сцены – кукольные, эмоции – кукольные и даже любимая девушка – куколка. Но все же после прочтения не возникает ощущения безысходности. Наверное, именно поэтому роман не теряет популярности.