В Берлине завершился 64-й Международный кинофестиваль, итоги которого стали для многих разочарованием. Возглавляемое продюсером Джеймсом Шеймусом жюри основного конкурса неожиданно отдало «Золотого медведя» китайскому неонуару «Черный уголь, тонкий лед», а Гран-при – «Отелю «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона.
еньше. Снявший «Отрочество» Ричард Линклейтер получил приз за режиссуру. Режиссера Дитриха Брюггеманна и его сестру Анну Брюггеманн наградили за сценарий религиозной драмы «Крестный путь». Мощный дебют британца Янна Деманжа «'71» остался вовсе без призов.
Остальные награды жюри предпочло раздать картинам, которые, вероятно, забудут через неделю после окончания фестиваля. Лучшим актером назвали исполнителя главной роли в том же «Черном угле, тонком льде» Ляо Фана. Лучшей актрисой – Хару Куроки из «Маленького дома» японского классика Ёдзи Ямады. Приз за выдающийся художественный вклад передали оператору еще одного китайского фильма «Слепой массаж».
На этом невзрачном фоне судьба приза имени Альфреда Бауэра, который вручается за фильм, открывающий новые перспективы, выглядит шуткой (сложно назвать ее изящной): этого «Серебряного медведя» жюри присудило 91-летнему Алену Рене, который экранизировал английскую комическую пьесу в театральных декорациях. Открывать новое жюри Берлинале, кажется, не стремилось, зато с удовольствием чествовало старое.
Многие киноэксперты и зрители на этот раз остались недовольны выбором жюри, отметив свой личный рейтинг, так сказать, зрительских симпатий. С учетом их мнений своеобразный альтернативный вариант победителей (от лучшего к худшему) выглядит так.
Золото – «Отрочество» режиссера Ричарда Линклейтера. Фильм длиною в жизнь. Ричард Линклейтер на протяжении 12 лет снимал актера Эллара Колтрейна в роли взрослеющего героя, собственную дочь Лорелей – в роли его сестры, Патрисию Аркет – в роли мамы и Итана Хоука – в роли отца. Из накопленного материала режиссер смонтировал почти три экранных часа пронзительного взросления, представленного как путь с бесконечным количеством остановок: из мальчика в юношу, из 2000-х в 2010-е... Главное достижение лучшего фильма фестиваля заключается в том, что Линклейтер, замахнувшись на эпический масштаб, кино снял лирическое: ни пафоса, ни обобщений, простые истории, удивительная человечность.
Серебро – «'71» (реж. Янн Деманж). Триллер об английском солдате, которого свои потеряли посреди охваченного антибританским пожаром ольстерского Белфаста. Вдыхаешь, когда герой бросается наутек по отражающим пули узким улочкам враждебного города, а выдыхаешь минут через десять, когда он начинает рыдать, забившись где-то между досок. И так весь фильм.
В альтернативный рейтинг хороших фильмов, которые стоит посмотреть, попали также «Крестный путь» (реж. Дитрих Брюггеманн), «Джек» (реж. Эдвард Бергер), «В порядке исчезновения» (реж. Ханс Петтер Моланд), «Слепой массаж» (реж. Лу Е), «История страха» (реж. Бенжамин Нэйштат), «Отель «Гранд Будапешт» (реж. Уэс Андерсон).