Донецкий драмтеатр решил начать новый сезон с весьма смелого проекта, призванного доказать, что у нас тоже умеют любить и страдать не менее пылко, чем в Италии. За основу демонстрации задуманного взяли пьесу неаполитанца Эдуарда де Филиппо «Филумена Мартурано».
«Умри – и я женюсь!». Под таким названием спектакль Донецкого национального академического украинского музыкально-драматического театра был представлен зрителям. Публика соскучилась по постановкам за время летних каникул, а тут еще и такой смелый проект – ожидания зашкаливали. Пьеса многим хорошо известна, вернее, ее киноадаптация «Брак по-итальянски», созданная в 1964 году режиссером Витторио де Сика, где в главных ролях снимались Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Экранная пара вышла весьма колоритной, а потому сравнение донецких исполнителей с итальянскими коллегами неизбежно. Однако режиссер-постановщик Игорь Матиив предупреждает об ошибочности подобного действия.
«Работая над спектаклем, мы ни в коем случае не ориентировались на итальянских звезд, – говорит создатель постановки. – Если все-таки вернуться к фильму, то я бы на роль Филумены Мартурано выбрал вовсе не Софи Лорен – красота мешает ей в этой роли, а другую замечательную актрису – Анну Маньяни, в которой сочетается простота женщины из народа и экспрессивность. В нашем театре именно такой образ прекрасно удалось воплотить народной артистке Украины Елене Хохлаткиной».
Правильно, сравнения тут, пожалуй, не слишком уместны, ведь театр и кино очень разнятся, а потому и трактовка пьесы получилась отличной. Например, в «Браке по-итальянски» мы видим разные периоды жизни героев – и в молодости, и в зрелом возрасте, а в «Умри – и я женюсь!» действие сконцентрировано в одном определяющем моменте. Но в целом история изменений не претерпела. Мы видим все того же повесу Доменико, который не избавился с годами от своей тяги ко всему новому, в том числе и к женщинам; бывшую проститутку Филумену, которая ради счастья своих детей идет на хитрость с венчанием. И без счастливого конца не обошлось – не умеющая плакать женщина дает волю эмоциям, а ее эгоистичный супруг понимает, что нет ничего важнее семьи.
Особой пикантности донецкой постановке добавляет тот факт, что исполнители главных ролей Елена Хохлаткина и Виктор Жданов – семейная пара не только на сцене, но и в жизни. Между людьми, которые прожили много лет вместе, существует необъяснимая связь, и она заметна даже из зрительного зала.
Спектакль требует особой внимательности от зрителя. Андрей Романченко, занимавшийся костюмами и сценографией, расставил маленькие маячки, которые наиболее пытливые сразу заметили. Например, цветы завядшие, а статуя Девы Марии повернута спиной. Не спешите уличать коллектив в небрежности. Здесь все выдержано в традициях театральной классики, если в начале спектакля появляется ружье, то в конце оно обязательно выстрелит. «Выстрелили» и эти задумки.
После премьеры некоторые зрители отметили, что Филумена получилась несколько феминистичной. Я бы ее назвала, скорее, сильной, но уставшей женщиной. Елене Хохлаткиной удалось показать эту женщину. Она не кричит, не размахивает руками, в общем, не делает практически ничего, с чем у нас ассоциируется итальянский темперамент. Но ей удалось главное – она донесла мысль драматурга, ведь такая история могла произойти где угодно, а не только в стране со столицей в Вечном городе.
Анна МИУСКОВА