Есть такие романы, которые в целом и не плохи, если бы мы не знали гораздо лучших произведений, ставших классикой.
«Тринадцатая сказка» Дианы Сеттерфилд – признанный шедевр современной английской прозы. Признанный критиками, которые поспешили заговорить о возвращении золотого века британского романа. А вот читатели не так единодушны в своих оценках. Немало таких, кто уверяет, что стоит приступить к чтению, и повествование не отпустит до самого финала. Другие считают ажиотаж вокруг романа результатом хорошей работы рекламщиков, но никак не таланта писательницы. Но даже при всех скептических отзывах дебютный роман скромной учительницы обогнал по продажам бестселлеры последних лет.
Маргарет Ли работает в букинистической лавке своего отца. Современности она предпочитает Диккенса и сестер Бронте. Тем сильнее удивление Маргарет, когда она получает от самой знаменитой писательницы наших дней Виды Винтер предложение стать ее биографом. Ведь ничуть не меньше, чем собственными книгами, мисс Винтер знаменита тем, что еще не сказала ни одному интервьюеру ни слова правды. И вот перед Маргарет, оказавшейся в стенах мрачного, населенного призраками прошлого особняка, разворачивается в буквальном смысле слова готическая история сестер-близнецов, странным образом перекликающаяся с ее личной историей и постепенно подводящая к разгадке тайны, сводившей с ума многие поколения читателей, – тайне «Тринадцатой сказки».
Есть у романа плюс, который может перекрыть все минусы, – действительно хороший литературный язык (чем современные авторы радуют нас не так уж часто). Так как книга, по большому счету, о тайне, то нельзя не отметить готическую атмосферу и мистику. Сны, видения, потусторонние звуки, призраки, странные вещи, совпадения и происшествия... Мистики как раз ровно столько, чтобы удерживаться на зыбкой грани между реальностью и мистикой: недостаточно, чтобы скатиться в ужасы и истории о привидениях, но значительно больше, чем в обычной прозе.
Если не пытаться найти причины, почему Сеттерфилд наградили титулом современной Бронте, то «Тринадцатая сказка» воспринимается как образец качественной современной литературы – она не оставит следа в душе надолго, но затраченного на прочтение времени жаль не будет.