Имя китайского писателя Мо Яня было известно читающему миру давно, но в прошлом году тиражи его произведений возросли в разы. Правда, Украину этот бум обошел. Совершенно напрасно.
В минувшем году Янь получил Нобелевскую премию «за умопомрачительный реализм, который объединяет народные сказки с современностью». О том, сколько лет подряд признанные мастера слова пророчили ему победу, и говорить не стоит. Пока весь мир читал сочинения романиста, мы могли узнать о нем лишь частично благодаря экранизации «Красный гаолян». Но присуждение Нобелевской премии сделало свое дело – роман «Страна вина» вышел на русском языке.
Это произведение дает читателю прекрасную возможность познакомиться с самой яркой и колкой сатирой в современной китайской литературе.
Великолепная, оригинальная образность, безграничная сила воображения, сплетенная с мифологичностью, мастерское владение различными формами повествования – все это присуще уникальному стилю Мо Яня. Строго говоря, «Страна вина» – это переписка провинциального литератора-дилетанта, винодела по профессии, со столичным, увенчанным лаврами и, увы, плодоносной лозой, номинантом на Нобелевскую премию. Псевдоним провинциала – Ли Десятилитровый, по-китайски очень благозвучно – Ли Доу. Псевдоним столичного жителя – Молчи, по-китайски также весьма музыкально – Мо Янь.
Вместе с рассказами, отправляемыми на рецензию, Десятилитровый посылает почтенному наставнику все увеличивающиеся порции вина и рисовой водки, вследствие чего каждая новая рецензия теплее и похвальнее предыдущей, хотя пишет Ли Доу невероятный трэш, настаивая при этом на исключительной правдивости своих бредней.
Очень специфичный роман. Пока читала, казалось, что не нравится, дочитала – вроде ничего. Какое-то особое сочетание революционного реализма и революционного романтизма. Тот же соцреализм, только под кисло-сладким соусом. Мо Янь, используя многозначные метафоры, умудрился раскритиковать правительство таким образом, чтобы оно само этого не поняло.
Китайская литература чуть менее популярна, нежели японская. Но Янь влияет на процесс, и все больше читателей хотят узнать, о чем же переживают литераторы Поднебесной.