Опытным путем доказано, что снимать фильмы на религиозные темы – то же самое, что заниматься подледной рыбалкой в середине марта. Какой бы в итоге ни получилась картина, всегда найдутся люди, чьи взгляды она оскорбляет. С новым блокбастером Даррена Аронофски «Ной» та же история.
Еще до выхода в прокат его запретили в ряде мусульманских государств и осудили американские христиане. А вот глава католической церкви – Папа Римский Франциск, наоборот, одарил режиссера благословением. Так каким же в итоге получился фильм?
Принимаясь за работу над экранизацией библейских сюжетов, режиссер неминуемо сталкивается с непростым выбором: ни на шаг не отступать от канона и на выходе получить довольно скучное произведение, на сеансы которого массового зрителя и пряником не заманишь, или дать волю фантазии, сняв зрелищное кино, заработать денег, параллельно зацепив чьи-либо религиозные чувства. Задача Аронофски, до сих пор работавшего исключительно в жанре арт-хаус, осложнялась еще и необходимостью нащупать грань между «поп-корновым» блокбастером и авторским кино.
Бюджет картины составил 125 миллионов долларов, с которых неплохо бы получить прибыль, а каноничной историей о том, как праведник строит ковчег и сгоняет в него разнообразных представителей фауны, зрителя в кинотеатры не заманишь, поэтому Ною (его роль исполнил Рассел Кроу) придумали антагонистов в лице потомков известнейшего библейского убийцы – Каина. В отличие от праведного кораблестроителя, последние отличаются порочной страстью к разгульной жизни и убийствам, однако, как и все люди, хотят жить. Ближе к началу конца они наведываются к праведнику в гости, дабы застолбить местечко в ковчеге. Тот, ясное дело, имеет четкие инструкции сверху, поэтому отказывает в наиболее понятной для негодяев и убийц форме.
Несмотря на то, что описанное выше здорово напоминает какого-нибудь «Властелина Колец», в конечном счете Аронофски остается верен себе. «Ной» – это, в первую очередь, драма о непростом выборе, который должен сделать главный герой. Режиссер изо всех сил намекает зрителю, что знакомая каждому с детства история не столь однозначна, как и характер ее главного героя.
В этом автору помогает актерский коллектив, отыгравший свои роли на славу. Хотя от Рассела Кроу, Дженнифер Коннелли, Энтони Хопкинса и юной Эммы Уотсон другого и не ожидаешь.
Все, что касается визуальной и звуковой составляющих, сделано на твердую пятерку. Оператор Маттью Лебатик и композитор Клинт Мэнселл работают с Аронофски еще со времен «Реквиема по мечте», а потому хорошо понимают, чего от них хочет мэтр. Пейзажи Южной Исландии, где была снята львиная доля картины, смотрятся потрясающе. Спецэффекты, коих здесь множество, выглядят на все деньги.
Фильм «Ной» трудно рекомендовать всем и каждому. Верующие могут углядеть в нем кощунство над первоисточником, юному зрителю метания главного героя, скорее всего, покажутся скучными, а фанатов авторского кино может отпугнуть «блокбастерная» обертка. Короче говоря, картина получилась хорошей, но на любителя.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ