Уже в который раз убеждаюсь в том, что верить рекламщикам категорически нельзя, ибо обманут и глазом не моргнут. Недавно вышедшее на экраны отечественных кинотеатров произведение ирландско-британского кинематографа с говорящим названием «Голгофа» – очередное тому подтверждение.
«Это будет отличная черная комедия», – говорили они. «От смеха ты надорвешь живот», – говорили они. И я, знаете ли, решил поверить в самый последний раз. Согласитесь, при нынешней обстановке в Украине, соблазн хотя бы на пару часов забыть о новостях и посмотреть что-нибудь весело-криминальное, велик как никогда.
«Давно не было такой недельки у отца Джеймса: исповедь, начинающаяся со слов «я собираюсь вас убить», поджог церкви и драка в пабе. Быть священником и направлять свою паству непросто. Без чувства юмора, иронии и прощения не обойтись», – уверял неизвестный автор описания на сайте кинотеатра, буквально заманивая меня в полумрак зала.
Обманули. Развели. Надули, как воздушный шарик. Вместо убойной черной комедии зрителя потчевали самой настоящей драмой о пороках католической церкви и современного общества. А это значит, что и без того невеселое настроение ближе к финалу сваливается к отметке «глубочайшая депрессия».
Отец Джеймс – служитель католической церкви, живущий в крохотном ирландском городишке. Разумеется, святой отец, сыгранный Бренданом Глисоном, совсем не таков, каким изображает его рекламная кампания фильма. Не карикатурный священник из голливудского кино, направляющий грешников божьим словом и пудовыми кулачищами, но умный, миролюбивый и решительный человек, не привыкший лицемерить.
В один погожий воскресный день на исповедь к главному герою приходит неизвестный, который между делом сообщает, что ровно через неделю собирается убить божьего человека. За что? Дело в том, что в детстве над мужчиной надругался католический священник. Но убивать негодяя почему-то неинтересно. А вот расправа над положительным со всех сторон отцом Джеймсом привлечет к себе внимание.
За неделю, разумеется, можно уехать хоть на край света, но святой отец не таков. Он чувствует ответственность за паству, поэтому решает остаться и по мере возможности наставлять местных грешников на путь истинный.
Паства, само собой, проводит свободное время в половых излишествах и беспробудном пьянстве, а потому всепрощающий Джеймс вызывает у нее раздражение. Дескать, у людей тут алкоголь не выпит и кокаин не вынюхан, а их какой-то священник от важных дел душеспасительными беседами отвлекает.
Так, в борьбе за души окружающих, помаленьку Джеймс поднимается на свою собственную Голгофу. Тема искупления раскрыта, зрители рыдают.
И ведь фильм на самом-то деле отличный получился. Не зря же ему приз на Берлинском кинофестивале вручили. Актеры замечательные, диалоги бодрые, операторская работа буквально заставляет купить билет на ближайший рейс до Ирландии, а музыкальное оформление такое, что хоть джигу пляши. Однако три мрачные шутки не превращают драму в черную комедию. Если ждете от фильма чего-то похожего на «Святых из трущоб», – оставайтесь дома. Хотите серьезного кино о пороках человечества – смотрите смело.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ