Для большинства читателей имя писателя Алана Милна ассоциируется в первую очередь с историями о забавном медвежонке и его друзьях. Но никогда не поздно открыть для себя новые грани творчества писателя, даже вопреки названию работы, о которой мы поговорим сегодня.
Совсем недавно на русском языке вышло автобиографическое повествование «Слишком поздно». Это остроумная и необыкновенно честная книга. Писатель создал великолепное произведение о времени и о себе, близкое скорее к художественной, нежели к мемуарной прозе. Читателю предстоит окунуться в атмосферу удивительной «хроники утраченного времени» поздневикторианской и эдвардианской Англии, пережить множество забавных и печальных приключений в Вестминстерской школе и Кембриджском университете, оказаться среди военных разведчиков и журналистов послевоенного периода. Свою автобиографию Милн написал в 1939 году, но затронул столь значимые темы, которые актуальны и по сей день. Главной мыслью всего произведения стал тезис о том, что черты характера человека в значительной мере определяются наследственностью и воспитанием. Такой итог Милн подводит для самого себя, как бы говоря, что ему «уже слишком поздно» пробовать стать кем-то другим, и одновременно жалуется на то, что книги про Пуха затмили другие его работы.
Популярность Винни-Пуха сделала Милна одним из самых читаемых детских авторов. Но так было не всегда. Современники писателя восхищались его пьесами, которые с успехом шли на крупнейших сценах Великобритании и США, а критики хвалили, например, его детективный роман «Тайна красного дома», который, кстати, в прошлом году был переведен на русский язык, романы «Двое» (1931) и «Хлое Марр» (1946), эссе, пьесы и автобиографическую книгу «Уже слишком поздно» (именно так изначально называлась работа). Однако бешеный успех книг о Винни-Пухе затмил все остальное, написанное Милном.
Казалось бы, такое признание должно радовать писателя. Наконец-то он дождался своего звездного часа. Но, увы, Милн был убежден, что он не пишет ни детской прозы, ни детских стихов. Он обращался к ребенку внутри каждого из нас. Он никогда не читал своих рассказов о Пухе своему сыну, Кристоферу Робину, предпочитая воспитывать Кристофера на произведениях своего любимого писателя Вудхауза. Вудхауз впоследствии вернул этот комплимент, сказав, что «Милн – его любимый детский писатель». О том, что неверная трактовка его текстов, успех рассказов о медвежонке тяготят писателя, он дал понять в «Слишком поздно». Но как бы там ни было, а истории об игрушках, которые были разбросаны в комнате сына писателя, покорили мир, укрепившись в списках самых читаемых произведений. О многочисленных экранизациях и говорить не стоит. Уже слишком поздно что-то менять, ведь Пух стал одним из самых любимых персонажей у детей по всему миру. А раз так, то, возможно, Милн зря сокрушался…
Анна Миускова