Когда рекомендуешь какой-то фильм к просмотру, всегда рискуешь остаться без благодарности, ведь на вкус и цвет, как известно… Но фильм, о котором мы сейчас поговорим, однозначно хорош и может не понравиться только тем, кто всем сердцем предан какому-то другому жанру. Не часто режиссерам удается снять, по большому счету, попсовый фильм, который заставляет думать. У Дэвида О. Рассела в «Афере по-американски» это получилось.
Три премии «Золотой глобус» – за лучший фильм, лучшую женскую роль и лучшую женскую роль второго плана плюс еще четыре номинации, а также десять «оскаровских». В основе сюжета – реальная спецоперация, проводимая в конце 70-х – начале 80-х годов ФБР под кодовым названием Abscam. Опытный аферист Ирвинг Розенфелд (Кристиан Бейл) и его напарница-любовница Сидни (Эми Адамс) проворачивают несложные, но успешные махинации. Они стараются не привлекать к себе внимание, но все же попадают под прицел ФБР. Когда агент Ричи ди Мазо (Брэдли Купер) ловит их с поличным, он требует, чтобы они помогли ему поймать еще нескольких мошенников. Сидни предлагает Ирвингу сбежать из страны, но тот не может бросить маленького сына на попечение психически неуравновешенной жены Розалин (Дженнифер Лоуренс). Так что пара нехотя соглашается работать на ФБР и расставляет ловушку, в которую, к удивлению ди Мазо, попадаются мэр города Кэмден (Джереми Реннер), знаменитые мафиози и члены конгресса и сената.
Режиссер Дэвид О. Рассел вышел на новый уровень в своем творчестве. Он подобрал великолепный актерский состав, который предстает в блистательных образах. Актеры явно получают неимоверное удовольствие от своих персонажей, и фильм стоит посмотреть уже ради того, чтобы увидеть как Бейл изображает толстячка-мошенника, или как Эми Адамс примеривает на себя образ женщины-вамп. Но внешняя картинка, которая сперва очень впечатляет, меркнет в сравнении с характерами, которыми наделены персонажи. Представленная большая афера была бы далеко не такой захватывающей, если бы не эта страсть Рассела постоянно показывать героев с новых, неожиданных сторон.
Создатели жанрово обозначили свою работу как трагикомедию. Тут и не поспоришь. Если бы не несколько серьезных драматических сцен, «Аферу» вполне можно было бы назвать «фарсом», и смотрится она именно как искрящийся фарс. Современные реалии диктуют свои условия, а потому создать захватывающий фильм, начисто лишенный экшена, – это настоящее искусство. Но Рассел справился не только с этой задачей. Ему удалось снять очень стильное, душевное кино об американской политике.
Итак, если вы хотите увидеть реальную историю, перенесенную на экран, с красивыми людьми, искренними эмоциями и сногсшибательной музыкой, которая стала не просто дополнением, а отдельной составляющей фильма, тогда «Афера по-американски» для вас. Очень «вкусное» кино.
Анна Миускова