Еще в середине семидесятых самый ироничный режиссер Голливуда написал рассказы, которые вошли в сборник «Без перьев» и только сейчас изданы на русском языке в первоначальном виде.
Юный Аллен Стюарт Кенигсберг начал писать газетные фельетоны и юмористические миниатюры для ночных клубов уже в пятнадцать лет. В то время и родился псевдоним Вуди Аллен. Уже тогда его позабавила необходимость играть, придумывать, соответствовать очень сомнительным требованиям. Не окончив школы, Аллен стал сотрудничать с популярными журналами «New Yorker», «Playboy», «Evergreen», где печатались его юморески и фельетоны, и, кроме того, сочинял скетчи для юмористических телевизионных программ.
Снимая в год по фильму, а то и по два, истинной своей страстью он считает сочинение рассказов. Писатель, а сейчас мы именно о такой стороне творчества Аллена говорим, всегда очень хорошо знает предмет повествования. Он пишет об определенной прослойке общества, но пишет так, что это понятно абсолютно всем. Как хороший рассказчик, он понимает, что интересно узнать собеседнику (читателю) и сыплет историями, шутками, анекдотами.
Почти сорок лет прошло с того времени, как были созданы рассказы, вошедшие в сборник «Без перьев», но и сегодня их можно открывать для себя, чтобы насладиться тем, как автор и читатель понимают друг друга. Часто Вуди Аллен отдает предпочтение простоте, а не раскладыванию по полочкам глобальных проблем. Что дают на Бродвее – да, война во Вьетнаме – нет. Алленовский юмор актуален всегда, потому что он знать не хочет ни о какой актуальности. Снимать фильмы, которыми засматривается весь мир, и писать шутя о серьезном – это, безусловно, талант.
Анна МИУСКОВА