По-настоящему умная научная фантастика нынче появляется на больших экранах преступно редко, поэтому каждый такой проект ценители жанра ждут с особым нетерпением. Надежды на «Элизиум», над которым работал автор великолепного «Района №9», возлагались огромные, однако оправдались они лишь отчасти.
Предыдущая режиссерская работа Нила Бломкампа, а именно упомянутый выше «Район №9», в свое время стал настоящим сюрпризом для любителей научной фантастики. При более чем скромном бюджете автору удалось рассказать зрителю интересную и логичную историю о непростых взаимоотношениях людей с инопланетянами. Многогранные персонажи, впечатляющий экшн, стройный сюжет, а также подтекст о ксенофобии и человеческой жестокости – все в этом фильме было на высоте.
Когда народ узнал, что на следующий фильм продюсеры выделили вполне приличную сумму, а на главные роли взяли Мэтта Дэймона и Джоди Фостер, все решили, что в этот раз режиссер сотворит нечто по-настоящему грандиозное. На практике же получилось зрелищно, но невнятно.
События картины развиваются в 2154 году. Человечество умудрилось окончательно разрушить и перенаселить родную планету, поэтому живут на ней только угнетенные пролетарии, в то время как состоятельные парни обитают на огромной космической станции «Элизиум», укомплектованной прекрасными дворцами, бассейнами, передовыми технологиями, а также прочими благами развитого капитализма.
Естественно, видеть на своей чистенькой станции грязных землян богатеи не желают, поэтому принимают суровый антиэмигрантский закон, который население планеты сурово не одобряет.
Герой Мэтта Дэймона, классический неудачник, волей случая оказывается в рядах земных революционеров, ввиду чего ему доверяют ответственное поручение.
В целом картина смотрится легко, и желания уйти из кинотеатра не вызывает, но причиной тому вовсе не великолепный сюжет, а яркая картинка и неплохой экшн. Ближе к середине фильма начинаешь ловить себя на том, что не веришь в происходящее. Сюжет изобилует композиционными дырами, герои совершают немотивированные поступки, наконец, сама идея фильма представляется весьма странной. Зачем землянами «Элизиум», если ни места, ни ресурсов на всех не хватит? Почему одни, пытаясь прорваться на станцию, бесславно гибнут, а другие прилетают как к себе домой? И таких вопросов множество.
Очевидно, проблема фильма в том, что ориентирован он на ту невзыскательную аудиторию, которой интересно смотреть про взрывы в космосе, а изначально присущие жанру логичность и последовательность повествования – до лампочки.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ