Увы, сейчас мало кого удивишь безразличием людей ко всему происходящему вокруг, друг к другу. Так не должно быть. Об этом постарался сказать и Донецкий драмтеатр, представив новую постановку «Осторожно: двери закрываются!».
В 1967 году вышел фильм Ларри Пирса «Инцидент, или Случай в метро». Сценарий для него написал Николас Э. Баер. Именно тогда впервые стала известна история о двух подонках, затеявших специфичное развлечение в нью-йорском метро, начав третировать пассажиров. Одни, парализованные страхом перед отморозками, нервно ждут своей остановки, другие молча наблюдают со стороны и решают не вмешаться. Но очередь дошла до каждого, и ночная поездка превратилась в настоящий террор, который надо было найти смелость остановить. За театральное переосмысление сюжета взялся режиссер Донецкого национального академического украинского музыкально-драматического театра Вадим Пинский.
В спектакле задействованы преимущественно молодые вокалисты донецкой муздрамы, получившие шанс самовыразиться, тогда как большая сцена редко дает такую возможность молодым артистам.
Действующие лица – это один бездомный, дуэт хулиганов и шесть пар, связанных дружбой, симпатией или семейными нитями. Но парами их можно назвать лишь условно.
«Это не пары. В каждом из них безмерное, бесконечное одиночество», – говорит Вадим Пинский.
Спектакль будет идти на малой сцене, чтобы зритель мог ощутить непосредственную причастность к происходящему, живее реагировал.
«Не нужно, чтобы зритель, глядя на игру актеров, думал, что у нас такого нет. Есть. Будьте готовы – у вас то же самое», – отмечает режиссер.
Тут бы я поспорила с режиссером. По-моему, то, что перед нами разворачивается действо, привычное для повседневной жизни, очевидно. А от того и действие спектакля гораздо сильнее. Двое молодых людей, которые, казалось бы, ничем не могут угрожать большинству, каким-то образом умудряются запугать всех. От рук хулиганов все страдают по банальной причине – страх и безразличие к окружающим.
В постановке нет героев. Ведь даже тот, кто все-таки рискнул вмешаться, сделал это не руководствуясь пониманием абсурдности происходящего, а потому, что устал от издевок лично над собой.
Главное достоинство постановки в том, что она еще раз говорит: молчать нельзя. Если что-то происходит с пугающей частотой, то вовсе не значит, что оно должно стать нормой. Об этом важно помнить.