Такой промежуток времени – много это или мало? Джоди Пиколт в своей книге показывает, что это – целая вечность, ломающая жизни.
Сообщения о расстреле детей в школе всегда очень тяжело воспринимаются. Для нашей страны, к счастью, эта проблема не столь актуальна, как, например, для Америки. Но даже мы, наблюдая за событиями за океаном, не можем оставаться равнодушными. Писательница Джоди Пиколт не смогла обойти эту проблему в своем творчестве. Так и появились «Девятнадцать минут».
Стерлинг – маленький провинциальный городок, тишину и покой которого нарушила страшная трагедия. Однажды утром один из учеников старшей школы пришел на уроки с двумя обрезами и двумя пистолетами и начал стрелять. Что заставило семнадцатилетнего парня взяться за оружие? Кто он – несчастная жертва или хладнокровный убийца? На эти вопросы должен найти ответы суд. Вот только имеет ли кто-либо право судить других?
Книга в отдельных моментах напоминает «Американскую трагедию». И там, и там конфликт между «высшим» и «низшим» обществом толкает молодого человека на преступление, его задерживают и после длительного судебного процесса признают виновным. Есть, разумеется, и отличия. Если Клайд Гриффитс из «Американской трагедии» сам хотел присоединиться к элите, Питер Хьютон из «Девятнадцати минут» просто хотел, чтобы элита оставила его в покое.
Начало развития истории типично для любой школы в любой стране. В каждом классе найдется изгой, который не может добиться расположения товарищей. Обычно события развертываются по одному из двух сценариев: либо несчастный терпит все унижения до окончания учебы, забыв потом обо всем этом, как о страшном сне, либо пытается утвердить свое право быть наравне со всеми. Однако иногда изгой берет в руки оружие, и так доказывает свое превосходство.
Читая книгу, невольно вспоминаешь стрельбу в «Колумбайне» 1999 года. Тогда двое старшеклассников открыли огонь по ученикам и школьному персоналу, в результате чего было ранено тридцать семь человек, тринадцать из которых погибли. Оба стрелявших впоследствии покончили с собой. Даже в образе главного героя «Девятнадцати минут» улавливаются привязанности Эрика Харриса и Дилана Клиболда. Например, любовь к рок-музыке. В книге Питер был фанатом группы «Death Wish», которую тут же поспешили обвинить в случившемся, а ее солист на пресс-конференции сказал, что винить стоит не музыку, а общество. Реальные Эрик и Дилан тоже любили тяжелый рок. После трагедии на их кумиров посыпались обвинения, и в ответ Мэрилин Мэнсон опубликовал эссе «Колумбайн»: чья это вина?», также критикующее американское общество.
Не пытаясь найти оправдания убийце, Пиколт задается вопросом: только ли от воспитания или природных склонностей зависит показатель жестокости каждого из нас? А может, тем, кто слабее, просто сложно бывает противостоять давлению общества, в котором жестокость не всегда осуждается и наказывается?