Удивительно, что всего один человек может не на шутку напугать весь цивилизованный мир. Так, 20 июля в американском городке Аврора, штат Колорадо, на премьере нового фильма о супер-герое Бэтмене, студент Джеймс Холмс убил 12 человек и ранил еще 58.
Общественность, вполне ожидаемо, обвинила в теракте фильм, ведь во время задержания полицией студент-убийца представился Джокером (отрицательный персонаж из предыдущего фильма трилогии). Во многих странах даже всерьез рассматривался вопрос о снятии фильма с проката, а в Финляндии было принято решение о запрете рекламы ленты «Темный рыцарь: возрождение легенды».
Совершенно не ясно, причем тут фильм? Джокер как персонаж отнюдь не является изобретением режиссера трилогии о Бэтмене Кристофера Нолана. Впервые он появился на телевизионных экранах в далеком 1966 году. А в комиксах он появился значительно раньше. Это говорит о том, что вина за данный теракт полностью лежит на Джеймсе Холмсе, но никак не на создателях упомянутой выше картины. Для сравнения: ежегодно в прокат выходят десятки фильмов о серийных убийцах, но никто не рвется их запрещать, хотя подобного рода преступники встречаются в мире все чаще.
Заявления о том, что в фильмах о человеке – летучей мыши Кристофер Нолан пропагандирует терроризм, вообще ничего, кроме смеха не вызывают. На самом деле, во всех трех фильмах отрицательные персонажи показаны безумцами, которые ради удовлетворения собственных амбиций готовы жертвовать сотнями человеческих жизней. Кроме того, необходимо заметить, что главная идея трилогии заключается в том, что общество всегда может измениться в лучшую сторону, необходимо лишь дать ему символ, на который люди захотят равняться.
После столь громкого скандала корреспондент «Жизни» просто не мог пропустить первый в Донецке показ заключительной части трилогии, и не пожалел об этом.
Кристофер Нолан с самого начала решил уйти от сказочной интерпретации Джоэля Шумахера (режиссер предыдущих фильмов о Бэтмене) в сторону сурового реализма, и не прогадал. Картина стала более взрослой, и в некотором роде философской, что немыслимо для фильма, снятого по мотивам комикса.
Фильм не столько о вершащем справедливость мужчине в трико и с «резиновыми ушами», сколько о нынешнем социуме и его проблемах.
Все актеры на своих местах. Смена главного злодея, великолепно сыгранного Хитолом Лэджером в предыдущей серии, на качестве фильма не сказалась. Новый антагонист Бэйн ничем не хуже Джокера. Пусть он и не отпускает циничных шуточек, но каждое его появление в кадре заставляет зрителя поежиться. Старожилы серии – Кристиан Бэйл, Гари Олдман и Морган Фриман, как всегда на высоте.
Обсуждать спецэффекты, операторскую работу и хореографию рукопашных схваток в фильмах Нолана давно считается дурным тоном, «картинка» и стилистика ему удаются особенно хорошо.
В целом мы имеем лучший фильм года в своем жанре, в ходе просмотра которого по коже натурально пробегает дрожь. Очень жаль, что многие, скорее всего, не посмотрят картину из-за упомянутых выше трагических событий.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ