Я не люблю цирк. И знаю, что у меня немало единомышленников. Что-то есть неестественное в желании человека покорить природу. Вне зависимости от форм воплощения этого желания, очень часто оно оборачивается против покорителя, давая понять, что не так все красиво на самом деле, как человек себе представляет.
Так же и с цирком. На первый взгляд, сие действо очень забавно и умилительно: малышей (а именно они и составляют основную часть публики среднестатистического цирка) развлекают смешные медведи на велосипедах, компания веселых пуделей и ручные львы. Но если копнуть глубже, приподнять завесу, за которой скрывается закулисье цирка, то возникают совсем другие эмоции. Если верить Саре Груэн, то все, чему мы так искренне аплодируем, не более чем обман. Причем иногда очень жестокий обман. Об этом она рассказывает в своем романе «Воды слонам!», не забывая поделиться также историями людей, задействованных в этом блефе.
Автор не пытается в пух и прах разнести все представления о любимом многими искусстве, просто рассказывает о том, как появляются эти чудеса. В цирке можно увидеть настоящего бегемота, что не так давно было диковинкой, можно попить вкуснейшего освежающего лимонада, можно увидеть лошадь, у которой на месте головы – хвост!
Но это иллюзия. А что же на самом деле? Бегемот вообще уже умер, но его заспиртовали и выдают за живого. Лимонад? Страшно сказать, как его делают. А лошадь, у которой голову и хвост поменяли местами, просто стоит хвостом к кормушке.
Рассказывает нам обо всем этом Якоб Янковский, живущий в доме престарелых. Ему есть что вспомнить: во времена Великой депрессии судьба забросила его, студента-ветеринара, в передвижной «Цирк братьев Бензини». Парад-алле, клоуны, дрессированные львы и слоны, карлики и силачи, кровь и пот, фанфары и крики «браво!». Закулисье цирка оказывается вовсе не таким чарующим и прекрасным, как представлялось Якобу сначала. Однако именно здесь он встречает лучших друзей, злейших ов и ту единственную, ради которой можно вытерпеть любые унижения и пойти на подвиг.
В целом очень трогательная история, ставшая основой одноименного фильма. Как по мне, основной минус книги – это наличие откровенных сцен, не имеющих значения для общего повествования. Исключи их, и роман только выиграет, став чище, светлее.