Не всегда киносоздатели могут вовремя остановиться. И тогда происходит то, что произошло с серией фильмов о Борне: хороший детективный триллер превращается в посредственную попытку еще раз сделать кассу.
Пять лет прошло со времен окончательного и бесповоротного, как тогда казалось, ультиматума героя Мэтта Дэймона, поставившего жирную точку в его истории. И как бы велико ни было желание увидеть полюбившегося героя на экране еще раз, здравый смысл все же подсказывал, что чувством меры пренебрегать не стоит. Любые попытки попробовать продлить историю после такого блистательного и логичного завершения лишь разрушат то ощущение реалистичности, за которое, не в последнюю очередь, многие полюбили фильм. Видимо, и сам актер это понимал; хотя, по официальной версии, его отказ от участия в новом фильме серии был обусловлен сменой режиссера. Факту ухода прежних актера и режиссера продюсеры, судя по всему, не очень расстроились. Гонорар Джереми Реннера за исполнение главной роли в фильме «Эволюция Борна» составляет $ 5 000 000, что намно-го меньше чем у Мэтта Дэй-мона («Идентификация Борна» – $ 10 000 000, «Превосходство Борна» – $ 10 000 000, «Ультиматум Борна» – $ 20 000 000).
Но для многих зрителей Борн – это только Дэймон, и никто другой его заменить не сможет. Что же делать? Можно и вовсе обойтись без этого героя! Признаюсь откровенно, я вообще как-то не сразу поняла, кто есть кто в новой работе. В кадре мелькает личное дело Борна с фотографией Дэймона, фамилия главного героя предыдущих фильмов звучит с завидной регулярностью. Но в центре внимания все настойчивее и настойчивее оказывается другой персонаж.
«Эволюция» рассказывает о том, как инцидент с Борном повлиял на другие секретные программы, в частности, на проект, в котором фигурировало имя главного героя фильма, Аарона Кросса. События, по большей части разворачиваются параллельно событиям «Ультиматума Борна», а потому, если вы не видели или не помните того фильма, то придется постараться, чтобы понять, в чем вся соль. Поначалу еще есть надежда на какую-то интригу, но чем дальше развивается сюжет, тем более сценарий показывает свою неспособность вести себя столь элегантно и осмысленно, сколь мы имели возможность наблюдать в любом из фильмов трилогии. Складывается ощущение некой эксплуатации истории о Борне, когда создатели используют ее лишь для того, чтобы фильм выглядел знакомо, но при этом сами дополнить ее какими-то значительными элементами не в состоянии.
Получив залихвацкое начало, фильм постепенно приходит к простейшей развязке. Но есть и плюс. У «Эволюции Борна» сохранилась оригинальная манера монтажа: резкие и весьма своевременные переключения сюжетных линий между ЦРУ и Кроссом придают картине дерзкий привкус, как это было свойственно трилогии настоящего Борна. Слово «настоящего» следовало бы подчеркнуть. «Эволюция» должна была выйти в прокат без слова «Борн». Возможно, в этом случае она бы воспринялась более одобрительно. Однако что толку сейчас разглагольствовать. Мы получили средний фильм, во время просмотра которого понимаешь, что история с акцентом на Борне не могла стать удачной без самого Борна.