Роман Джонса Шейна «Остаемся зимовать» стал популярным сразу после выхода. А права на его экранизацию купил известный голливудский режиссер и продюсер Спайк Джонс, правда, дата начала съемок пока неизвестна. Успех артхаусной книги объяснить довольно просто – отличный пиар.
Сейчас почему-то модно делать конфетку из совершенной чепухи и отсутствия логики. Книга ни о чем, искусственно выданном за нечто.
От произведения всегда ждешь чего-то нового, яркого, ответов на какие-то вопросы, а сами вопросы, ответы на которые нужны писателю, порой находятся на страницах произведений. А тут – ничего. Как-то все серо, тускло, даже бесцветно.
Критики нередко называют роман притчей, сном, сказкой. Книга и вправду похожа на сон. Кошмарный, холодный, сюрреалистический.
История, рассказанная Джонсом Шейни, приоткрывает читателю дверь в жизнь Таддеуса Лоу, его жены Селы и их дочери Бьянки, обитающих в безымянном городе в безымянную эпоху. В этом городе всегда февраль, всегда идет снег, и не бывает ни одного солнечного дня. Заправляет всей общественной жизнью таинственный господин Февраль, поставивший себе целью стереть из памяти людей воспоминания обо всем, что находится выше уровня земли. Под его предводительством уничтожаются воздушные шары, дирижабли и другие летательные аппараты, воздушные змеи, из страниц учебников вырываются страницы о летающих птицах и всех вещах, способных подниматься в небо. Постепенно в городе начинают пропадать и дети, в том числе Бьянка. Горожане восстают, создают особую группу людей в масках, и Таддеус ее возглавляет, чтобы противостоять Февралю и вернуть жизнь в родной город.
В романе Февраль персонифицирован как злая сила, которая похищает детей, пытается любить девушку, но у него не получается. Он похищает детей, делающих воздушных змеев. В книге Анны Каван «Лёд» тоже холодно, но гораздо страшнее.
От книги всегда ожидаешь настроения, эмоций, призыва ко всем чувствам, надеешься с головой окунуться в неизведанный доселе мир писательской фантазии. А тут – черные слова на белых страницах, строчка за строчкой скользят мимо, не задевая, не затрагивая.
Герои тут не просто картонные, они полностью лишены человеческих черт. Реплики искусственны, а эмоции отсутствуют. Действия героев преимущественно нелогичны и глупы, а происходящим с ними событиям не хочется верить.
Единственный плюс – книга небольшая, но, тем не менее, тратить на нее время не советовала бы. Послевкусие после прочтения – заманили и обманули.
Дарья КИРДОДА