Сейчас интерес писателей к российской столице так велик, что Москва в их работах часто становится не просто местом действия, а практически самостоятельным героем, без которого повествование и представить невозможно.
Бытует мнение, что по столице нельзя судить о стране в целом. И если о Париже сами французы лишь недавно стали говорить, что он не Франция, то Москва давно уже стала отдельным государством на территории Российской Федерации. Многие ее хвалят за богатую историю, успешность и особую атмосферу, но чаще ругают за распущенность, вседозволенность и чрезмерную амбициозность. Однако москвичей это мало волнует, они знают, что с их городом сложно конкурировать. Да и тех, что «понаехали», меньше не становится.
Москва – это как большая лотерея: либо выиграешь все, либо останешься ни с чем.
Еще не успел пропасть интерес к роману «Москва, я не люблю тебя» Сергея Минаева, как на полках книжных магазинов появилась новая история о городе-порте семи морей.
Британский журналист Эндрю Миллер провел в Москве несколько лет в середине двухтысячных, работая корреспондентом журнала «Экономист». Этот опыт лег в основу его дебютного романа «Подснежники», который попал в шорт-лист британского Буккера – 2011 и стал одним из самых издаваемых на иностранных языках.
Лондонский юрист, главный герой «Подснежников», вступив в кризис среднего возраста, принимает предложение руководства поработать годик-другой в России. И вот он уже месит межсезонную грязь московских улиц, пользуется услугами такси «с бордюра», пьет водку, шатается по клубам и, разумеется, влюбляется в русскую девушку Машу, уроженку северной провинции. Нет, клубами и алкоголем его, конечно, не удивишь. Не будем ханжами, в Британии этого добра хватает. Его больше впечатляет тот самобытный набор качеств, прозванный иностранцами русской душой. Формально, это психологический триллер, в котором герой оказывается в центре аферы с недвижимостью. На самом же деле это роман о Москве, признание ей в любви и портрет России, увиденный чуть наивным и романтичным иностранцем.
Я не берусь говорить о том, хорошая это книга или плохая. Бандитская грязь, передел имущества –не каждому по вкусу. Однако наверняка найдется немало тех, кому придется по душе повествование. Ведь непросто так миллионы экземпляров расходятся по всему миру. Главный плюс книги – это демонстрация той Москвы, о которой часто забывают писатели данного жанра: трогательной, такой непонятной им, но очень близкой нам, сильной Москвы, сумевший объединить успешность и преданность традициям.