Кто хочет стать миллионером
Вчера в прокат вышла неглупая и забавная, но все-таки «одноразовая» криминальная лента – в стиле раннего Гая Ричи и в традициях «Жмурок» и «Бумера».
Автором сценария и режиссером «Бабла» стал Константин Буслов, человек в киноиндустрии не из последних, продюсер «Хоттабыча» и старший брат Петра Буслова («Бумер»).
К «Баблу» не стоит подходить с завышенными требованиями, хотя это зрелый и заслуживающий зрительского внимания дебют. Картина не высоколобо-фестивальная, на сто процентов зрительская, полностью отрабатывающая свою развлекательную миссию.
Сюжет «Бабла», как и ранних фильмов Гая Ричи, пересказу не поддается. Вкратце: «Бабло» рассказывает о том, как не желающий платить налоги бизнесмен пытается подкупить высокопоставленного мента (Роман Мадянов), но два барсеточника крадут сумку с миллионом евро у него из машины. Опьяненных успехом и водкой воров ловит вокзальная полиция, но один из стражей порядка решает круто изменить свою жизнь, присвоив денежки. Дальше столица становится на уши, а все заинтересованные лица пускаются по следу миллиона, по очереди обманывая друг друга.
Действие разворачивается стремительно, миллион евро то и дело меняет хозяев в прямом и переносном смысле – люди действительно меняются (в загоревшихся глазах – далекие острова и белые яхты и обворожительные красотки в бикини), когда им в руки попадает столь значительная сумма. Наблюдать за тем, как хомо сапиенсов преображает кучка бумажек, и впрямь увлекательно. Это нехитрое с точки зрения психологов зрелище куда интереснее перестрелок, погонь и мордобоя.
Как сообщил сам режиссер, он «давно подумывал написать что-нибудь жанровое и ироничное о том, как в суматохе современной жизни, в погоне за «счастьем», выраженным в большом количестве купюр, люди не замечают, как становятся заложниками этой гонки, бегут, несутся навстречу светлому, сытому и обеспеченному будущему, которое, в конце концов, может и не наступить».
Действие переносится из Москвы в Харьков и обратно, персонажи непринужденно переходят с русского на грузинский (тут, кстати, не помешали бы субтитры) и суржик, а зрителям по принципу контрастного душа показывают то роскошный быт нуворишей, то безрадостную конуру алкоголика, то изнанку правоохранительных органов, то закрытый публичный дом для богемного бомонда.
Сценарий написан довольно остроумно, а некоторые фразы так и просятся «в народ». Например, «Генка» – это генпрокуратура», «В связи с резко изменившимися жизненными обстоятельствами», «Далеко ли до Таллинна?», «Хороший понт дороже, чем работа». А герой Романа Мадянова, один из коррумпированных полицейских чинов, произносит крылатую фразу «В рамках правового поля» по любому случаю, будь то получение взятки или проведение оперативно-розыскного мероприятия.
«Бабло», номинированное на главный приз «Кинотавра», вряд ли станет столь же культовым, как «Жмурки», высмеивающие штампы 1990-х. Тем не менее картина способна порадовать и даже развеселить зрителей, поэтому «Бабло» можно смело рекомендовать к просмотру.