Есть такие фильмы, чей успех объяснить сложно. В них нет спецэффектов и звезд первой величины, но миллионы зрителей готовы их пересматривать. Очень честное, «цепляющее» кино.
«Неприкасаемые», или как перевели название русскоязычные прокатчики «1+1», один из таких фильмов. Казалось бы, он соткан из самых привычных банальностей французской жизни. Для нас многое из этого, конечно, в диковинку, а потому нам пристало изумляться и удивляться, но эффект обратный.
Украинский, как впрочем и российский, зритель не воспринял выход фильма как неординарное и достойное внимания событие. Создатели «Неприкасаемых» за успокоительным не побежали. Америка и Европа их работу оценили, что позволило не просто окупить фильм, но и получить нешуточную прибыль. Фильм вышел два года назад, однако любители качественного кино до сих пор обсуждают его на иностранных форумах.
Встретились как-то два режиссера Оливье Накаш и Эрик Толедано и зашел у них разговор о документальной ленте, рассказывающей о том, как молодого жителя предместья наняли присматривать за парализованным после несчастного случая инвалидом, французским бизнесменом и аристократом Филиппом Поццо ди Борго. История, достойная экранизации, – подумали кинодеятели и позвонили человеку, чья непростая судьба их так поразила. Филипп Поццо ди Борго протестовать против съемок не стал, только выдвинул одно условие – он не хотел, чтобы основанный на его жизни фильм стал историей сострадания и жалости, а потому жанрово работа должна быть комедий, и только так.
Филипп нанимает в помощники человека, который менее всего подходит для этой работы, — молодого жителя предместья Дрисса, только что освободившегося из тюрьмы. Несмотря на то, что Филипп прикован к инвалидному креслу, Дриссу удается привнести в размеренную жизнь аристократа дух приключений.
Игра актеров на уровне, но мы уже видели и обаятельно-несносных афроамериканцев, и показных аристократов, вынужденных выкладываться на одних мимических мышцах. Музыка душевна, но не более. Режиссура с фантазией, но без открытий. Качественный и нестыдный юмор не претендует ни на изящество, ни на искрометность. Наконец, сценарий не преподносит особых сюрпризов – все развивается ровно так, как и предполагаешь в самом начале.
Но отсутствие взлетов выше неба вовсе не нужно там, где нет провалов. «Неприкасаемые» стоят не на одной-двух (пусть и высоких) колоннах, они восседают на ровненьком постаменте, где уровень музыки всецело соответствует уровню сценария, а качество режиссуры – актерской игре. Так оно и надежнее, и гармоничнее будет.
Режиссеры смогли вплести в общую канву моменты, способные прошибить слезу, но не злоупотребляли сантиментами. И комедия получилась! Замечательный юмор. Чего стоят только шпильки в адрес современного искусства. Фильм подкупает человечностью, верой в лучшее. В нем нет лишнего пафоса, он поучителен.