Мир перевернулся
Вердикт судей во главе с американским режиссером Стивеном Спилбергом вылился в политическую сенсацию. По мнению экспертов, мало кто верил, что «король Голливуда» отдаст предпочтение радикальному кино. А потому среди кинокритиков есть немало сторонников того, что на Спилберга было оказано давление. Однако сам режиссер эту информацию опроверг.
Решение, которым завершился Каннский кинофестиваль 2013 года, может повлиять и на судьбу самого Стивена Спилберга, поскольку его последующие фильмы потеряют часть не разделяющей его мнение аудитории.
«Каннский фестиваль всегда ищет радикализм – в форме, в перипетиях сюжетов либо в отношениях, которые проецируются в фильмах. Основной вектор этого года – тема современного общества и девальвации ценностей, люди, живущие в пластмассовой реальности и увлеченные только звездной жизнью», – отметил кинокритик, глава департамента кино телеканала «1+1» Андрей Алферов.
Уже сегодня трехчасовая драма Абделлатифа Кешиша «Жизнь Адель: Часть 1-я и 2-я» (другое ее название «Синий – самый теплый цвет») автоматически вошла в списки фильмов международных кинофестивалей, среди которых и Одесский МКФ. Безусловно, ставка организаторов сделана на авторитет жюри фестиваля в Каннах и модных тенденциях, заполонивших сознание европейцев. В то же время единственный способ высказать свое мнение будет представлен общественности лишь тогда, когда фильм выйдет на экраны кинотеатров. Пустые кинозалы в таком случае уже никого не удивят.
Остались в стороне
Между тем в официальной конкурсной программе кинофестиваля были представлены действительно сильные и насыщенные работы многих признанных мастеров современного кинематографа, среди которых Джим Джармуш, Стивен Содерберг, Роман Полански, братья Коэн, Франсуа Озон.
По достоинству оценена киноработа братьев Коэн «Внутри Льюина Дэвиса» (Гран-при фестиваля), повествующая о жизни фолк-певца с нью-йоркской окраины, пытающегося сделать карьеру в клубах Гринвич-Виллиджа – района, где обитают интеллектуалы и прочая богема.
Социальная драма о жизни в мексиканской провинции «Хели» Амата Эскаланте принесла ее создателю приз за лучшую режиссуру. История о 12-летней девочке, которая стала жертвой разборок наркодельцов в погонах, заставила всерьез задуматься о беззащитности детей в современном мире. Как результат – приз за лучший сценарий.
Фильм «Печать греха» правдиво рассказал об изнанке «экономического чуда» в Китае, а мелодрама «Как отец, как сын» сумела заинтересовать новым взглядом на старый сюжет – подмену ребенка в роддоме.
Не без грусти
Каким бы современным веяниям ни поддавались заслуженные деятели кинематографа, их мнение так или иначе влияет на оценку окружающей действительности обычными людьми. Молодое поколение склонно доверять талантливым актерам и режиссерам, опираясь на их опыт и величие. Между тем решение, которым завершился Каннский кинофестиваль 2013 года, может повлиять и на судьбу самого Стивена Спилберга, поскольку его последующие фильмы потеряют часть не разделяющей его мнение аудитории. Конечно же, время все расставит на свои места, но иной раз мудрее следовать не моде, а своим собственным убеждениям.
Наталья ЛЕХАН