Посмотреть весьма необычное для Донецка представление во вторник вечером в дворец молодежи «Юность» пришли около семидесяти человек. Не так уж мало, но в большом концертном зале они выглядели, словно горстка спартанцев на фоне бесчисленных персов. И это притом, что вход на спектакль, показ которого был организован Донецким городским молодежным центром искусств «ЭкоАрт», был свободным.
Субъективно и умозрительно постановку можно поделить на две части. В первой зритель видит ровно то, что ожидал – выразительность и эмоциональность, безукоризненность выполнения танцевальных па, многозначительность мизансцен, вариативность сюжета. Только вот недостает чего-то неуловимого. Чувствуешь себя словно фанатичный поклонник Джоконды, который после получаса разглядывания любимой картины в Лувре вдруг заметил: каждый мазок – на своем месте, но с улыбкой все равно что-то не так.
Однако в какой-то момент улыбка появляется откуда-то, причем столь неожиданно, будто Леонардо лично ее дорисовывает прямо сейчас. Переломный момент в спектакле наступил, когда две девочки становятся лицом друг к другу и задают вопросы, каждый из которых на несколько секунд повисает в воздухе. Едва зритель успевает мысленно ответить, звучит следующий вопрос. «У тебя есть дом?» – спрашивает одна девочка. «Ты любишь смотреть, как летают бабочки?» – спрашивает вторая. «А ты знаешь, как поднять себе настроение?», «Ты считаешь, что все люди одинаковы?», «Ты часто плачешь?», «Хотела бы видеть, когда тебе врут?», «Ты когда-нибудь хотела убежать из дома?», «Ты знаешь, что с тобой будет через пять лет?», «Тебе нравится быть взрослой?», «Ты любишь задавать вопросы?», «Ты любишь отвечать на них?»
После этой сцены просто хороший спектакль трансформируется в потрясающий и остается таковым до последнего танцевального движения. Времени вполне достаточно, чтобы каждый зритель смог выстроить собственную версию понятия «дом». Автору, скажем, подумалось, что дом – это то место, где ты можешь быть самим собой. И неважно, в компании ли ты четырех стен или четырех десятков друзей.
Кроме шести профессиональных артистов в спектакле принимали участие столько же мальчиков и девочек из детского дома города Белгород-Днестровский (Одесская область). Более того – авторами реплик, звучащих на сцене, и некоторых сюжетных ходов были именно дети. Возможно, именно благодаря этому спектакль получился столь органичным. До гастролей по Украине проект был реализован в Молдове, с той лишь разницей, что там в нем принимали участие воспитанники кишиневского детского дома. Осенью проект стартует в Беларуси, где снова будут танцевать уже другие дети.
Времени вполне достаточно, чтобы каждый зритель смог выстроить собственную версию понятия «дом». Автору, скажем, подумалось, что
дом – это там, где ты можешь быть самим собой. И неважно, в компании ли ты четырех стен или четырех десятков друзей.
дом – это там, где ты можешь быть самим собой. И неважно, в компании ли ты четырех стен или четырех десятков друзей.
Поможет ли спектакль детям, задействованным в нем? Трудно сказать, однако очень хочется верить в то, что они обретут свой дом и стены в нем будут не только из метафизической материи, но и из вполне материального бетона.
Иван БУХТИЯРОВ