Уэс Андерсон – тот режиссер, от которого жадная до новизны публика ждет невероятных открытий, интригующих сюжетов, безудержности воображения. Его «Отель «Гранд Будапешт» взял Гран-при Берлинсокго кинофестиваля, сделал хорошую ассу, но вот не удивил. Совсем не удивил.
При этом я бы не спешила заявлять, что работа не достойна просмотра. Интересно наблюдать за по-настоящему звездным составом, за созданием совершенно нереального мира. Но видели мы это и раньше. Есть такой, то ли смешной, то ли грустный анекдот: «Умер человек, на его надгробье написали: «Родился в Румынии, учился в Венгрии, женился в Польше, работал в Чехии, умер в России». Кто-то сказал: «Вот повезло: всю жизнь путешествовал». Кто-то возразил: «Да нет, он никогда не выезжал из своей деревни».
Чем американца Андерсона так увлекла жизнь Восточной Европы, останется для нас загадкой, но можно точно говорить о другом. Решив снять свой фильм, Уэс поехал в Саксонию, в городок Герлиц на границе Германии, Чехии и Польши; нашел там старый роскошный универмаг, расположившийся в историческом здании стиля, снял с него вывеску и превратил в воображаемый отель «Гранд Будапешт» в бывшей Республике Зубровка между двумя мировыми войнами.
Руководимая Андерсоном команда взяла этот фон и стала развивать из него целый мир. Так они делали для «Фантастического мистера Фокса» и в «Королевстве полной луны». Страшно было, что режиссер уйдет в ностальгию, но нет. Тут он остался верен себе. Он не вспоминает минувшую эпоху, а строит ее заново.
Главным героем этого сюжета выступает легендарный консьерж мифологического отеля Густав, альфонс высшей категории, готовый доставлять радости богатым дамам. Подручный мальчик-арапчонок — второй главный герой фильма, его зовут Мустафа, он работает в лобби, и именно его берет под свою опеку Густав, политкорректно обучая беженца-иммигранта азам европейской культуры.
Перед нами разворачивается гротескная картина того, как постояльцы отеля и его персонал стараются делать все, чтобы их реальность не выходила за стены «Гранд Будапешта». Они игнорируют признаки начинающейся войны, да и вообще всего того, что может нарушить их кукольно-абсурдную жизнь.
Все это могло бы замечательно работать, если бы Андерсон не пересластил свой торт чрезмерным количеством трюков и не нагнал целую роту звезд, у которых даже особых задач нет, а потому их участие в происходящем можно расценивать исключительно, как рекламный трюк.
Фильм далек от чего-то выдающегося. И все же, я нисколько не жалею, что его посмотрела. В нем есть интересные находки, грамотные соединения сцен, но чего-то в нем катастрофически не достает. Я поняла чего – прочувствовать особенность Европы и ее же историческую драму из-за океана не так легко, как кажется. В острых моментах режиссер, как будто, боится кого-то обидеть, или что-то переврать. А потому хорошая задумка, местами нашедшая неплохую реализацию, в итоге оставляет ощущение некого любительского проекта, что для Андерсона непростительно.