Зимняя премьера
История одной из величайших оперных певиц ХХ века Марии Каллас пополнила репертуар Донецкого национального академического украинского музыкально-драматического театра. Работая над постановкой спектакля, режиссер задумался, была ли эта женщина счастливой.
Премьера музыкальной программы «Мария Каллас: жизнь без любви» состоялась 15 декабря 2011 года. Примечательно то, что историей жизни великой оперной дивы донецкий театр открыл новую сценическую площадку – «Красный зал». В ней, вместо привычных рядов кресел, установлены столы, покрытые скатертями, а перед гостями стоит нетипичная задача – без стеснения пить чай.
Сами же актеры не возвышаются над зрителем, как принято, на театральной сцене, а располагаются рядом со столиками, проходят между ними. Как говорит Марк Бровун, художественный руководитель театра, «картина Марии Каллас должна быть именно в той раме, в которой мы вам сегодня ее представляем».
Классическое дарование
Хормейстер Татьяна Пащук отмечает, что Любовь Доброноженко, которая исполняет главную партию в музыкальной программе, долго готовилась к этой роли: «Люба закончила консерваторию, пела множество оперных арий. Постепенно из ее работ собралась целая коллекция. Она выстрадала роль Марии Каллас: слушала ее песни, смотрела фильмы. Это была серьезная подготовка».
Режиссер-постановщик Анна Цыбань не скрывает своего восхищения как самой Марией Каллас, так и молодым дарованием – Любовью Доброноженко. «Приступая к работе, мы пересмотрели видеозаписи выступлений оперной дивы, которые сохранились на сегодняшний день, просмотрели множество публикаций в прессе. Но главное, что нас заинтересовало, – ее письма. Мы хотели посмотреть на Марию Каллас изнутри. Все-таки при жизни это был очень скандальный человек. Писали, что она может посреди спектакля развернуться и уйти; что бросила мужа ради миллиардера. Но какие трогательные письма она писала Аристотелю Онассису. Мало кто знает об этом. На самом деле женщина чувствовала, – рассказывает Анна Цыбань. – Мария Каллас превратила искусство оперы в совершенно новый жанр, совместив драму и трагедию. Она переживала своих героинь и все это представляла как полноценное драматическое искусство. Почему бы не показать современному зрителю, что есть опера, которая действительно считается мировой классикой, и сейчас это звучит блестяще».
«Исполнительница роли Марии Каллас уникальна. У нее блестящий голос – таких, поверьте мне, больше нет. То, как она переживает свои песни, как глубоко драматически воспринимает музыку. На это стоит смотреть, этим стоит любоваться!» – резюмирует Анна Цыбань.
Губительная любовь
История Марии Каллас, с самого детства окруженной корыстными людьми, не может оставить равнодушным. Эта женщина желала, верила, ждала. Она лелеяла мечту о том, чтобы любить и быть любимой. И судьба даровала ей встречи: с промышленником Джованни Менеджини, вскоре ставшим ее мужем, и с судовладельцем Аристотелем Онассисом, ее большой любовью и большим несчастьем.
Джованни Менеджини твердил о любви, а на самом деле скрупулезно отбирал наиболее выгодные контракты для талантливой жены. А затем и Аристотель Онассис… Казалось бы, что может взять с Марии Каллас греческий миллиардер? У него были в избытке и деньги, и связи, и женщины. Но идея покорить своенравную и необычайно талантливую певицу заполонила его.
Галантность и харизматичность судовладельца сделали свое дело – сцена, желанные роли и вершины отступили на задний план. Каллас все чаще пребывала на яхте Аристотеля, выступая перед его знатными гостями. Она была счастлива, однако это счастье лишило ее реальности.
Наталья ЛЕХАН