На этой неделе ученые мужи из Американской киноакадемии определили тех, кто достоин называться лучшим. Вот только из года в год в объективность принятого решения верится все меньше.
Как обычно, каждый год после объявления номинантов на любую крупную награду возникает множество вопросов: почему тому актеру дали номинацию, а этому не дали? За что номинирован один режиссер и забыт другой? Забавно, но даже у киноакадемиков нет точных ответов.
Нынешняя церемония вручения «Оскара» пройдет под девизом «Кино в каждом из нас». Возможно, это обусловлено тематикой работ-фаворитов: «Хранитель времени» повествует об одном из главных мечтателей киномира Жорже Мельесе, в «Артисте» отдается дань черно-белому и немому классическому Голливуду. Поэтому одиннадцать и десять номинаций у названных картин – дело вполне ожидаемое.
Одна моя приятельница, которая весьма избирательно относится к просмотру фильмов и никогда не даст хороший отзыв на фильмы-однодневки, как-то сказала, что ««Оскар» из награды за достойные работы превращается в поощрение тех, кто берет не талантом, а какими-то другими свойствами. Действительно, в последнее время премии отдают не тем, кто проделывает титанический труд, работая над качественными картинами, а тем, кто догадался затронуть какую-то важную социальную тему: военные действия с потерями мирных жителей, ущемление прав или жестокость. Есть вероятность предполагать, что так случится и на сей раз. Главным сюрпризом номинации «Лучший фильм» стала картина Стивена Долдри «Жутко громко и запредельно близко», посвященная нью-йоркскому теракту одиннадцатого сентября. Тема важна для общества, но вот представляет ли лента кинематографическую ценность? Вряд ли.
Киноакадемики не сошлись во мнении с профессиональной актерской гильдией, хотя ранее их кандидаты на звание лучшего совпадали практически полностью.
Вместо Леонардо ДиКаприо в списке оказался Гэри Олдман, место Тильды Суинтон заняла Руни Мара, а Макс фон Сюдов заменил Арми Хаммера. Почему «Оскар» игнорирует Майкла Фассбендера, Альберта Брукса, Райана Гослинга, не говоря уж о ДиКаприо, – вопрос риторический.
Нынешние лидеры по количеству номинаций – «Хранитель Времени» (11) и «Артист» (10), посвящены одной теме – детству кинематографа.
Также интересно заметить, что действие двух из девяти номинантов на «Лучший фильм» происходит в Париже прошлого.
Занятно, что действие двух из девяти номинантов на «Лучший фильм» развивается вокруг загадок, оставленных герою отцом.
В двух из девяти номинантов на «Лучший фильм» главную роль исполнил Брэд Питт.
У композитора Джона Уильямса опять две номинации. А всего он был номинирован 47 (!) раз. Получил, правда, «только» пять.
Еще один своеобразный рекорд – у Вуди Аллена. Он уже в седьмой раз номинирован в один год и как режиссер, и как сценарист.
Лучший фильм
«Артист»
«Боевой конь»
«Древо жизни»
«Жутко громко и запредельно близко»
«Полночь в Париже»
«Потомки»
«Прислуга»
«Хранитель времени»
«Человек, который изменил все»
Лучший режиссер
Александр Пэйн – «Потомки»
Вуди Аллен – «Полночь в Париже»
Мартин Скорсезе – «Хранитель времени»
Мишель Хазанавичус – «Артист»
Терренс Малик – «Древо жизни»
Лучший актер
Гэри Олдман – «Шпион, выйди вон!»
Демиан Бишир – «Лучшая жизнь»
Жан Дюжарден – «Артист»
Джордж Клуни – «Потомки»
Брэд Питт – «Человек, который изменил все»
Лучшая актриса
Виола Дэвис – «Прислуга»
Гленн Клоуз – «Таинственный Альберт Ноббс»
Мэрил Стрип – «Железная леди»
Руни Мара – «Девушка с татуировкой дракона»
Мишель Уильямс – «7 дней и ночей с Мерилин»