Я верю в талантливую украинскую киномолодежь. И многие верят, однако этой веры недостаточно, чтобы отечественные фильмы стали вполне конкурентоспособными.
Поэтому не только победа, но и само участие в престижном кинофестивале – событие сродни сенсации. На прошлой неделе вниманию европейской публики были представлены работы украинских режиссеров в рамках берлинского кинофестиваля. В отличие от Каннского кинофестиваля, Берлинале ориентирован на прогрессивный геополитический кинематограф. Жюри уделяет особое внимание тому, чтобы в фестивальной программе и вне конкурсного показа были представлены фильмы со всего мира. Европейская пресса не отреагировала на наши фильмы бурными рецензиями, чего нельзя сказать о работе братьев Тавиани. Режиссеры, которых в прошлом вдохновляли на творчество сицилийская мафия и Лев Толстой, на Берлинале показали снятую в документальной манере картину «Цезарь должен умереть». Работа, в которой чередуются черно-белые и цветные кадры, рассказывает о постановке пьесы Шекспира «Юлий Цезарь» в римской тюрьме строгого режима.
Именно этот фильм, по мнению жюри, стал лучшим из всего представленного, а потому именно ему достался «Золотой медведь».
Принимая награду, Витторио Тавиани зачитал список заключенных, принимавших участие в съемках. Паоло Тавиани заявил, что посвящает «Золотого медведя» им, и напомнил, что даже заключенный с пожизненным сроком остается человеком.
Человечность в человеке искали и авторы прочих картин. На экране были войны, отношения отцов и детей, любовь и предательство, революции и техногенные катастрофы. Но под чертой оставалось одно.
Главным конкурентом «Цазаря» стала работа «Только ветер», в которой тематизируются дискриминация и насилие против цыган. Фильм называли одним из главных фаворитов конкурса. Жюри присудило ему Гран-при. Новичок на Берлинале, невероятно талантливый Бенс Флигаф, безусловно, заслуживает «золото», но, видимо, жюри рассудило, что гений еще успеет собрать свои лавры.
«Серебряного медведя» за лучшую режиссуру удостоился немецкий режиссер Кристиан Петцольд за фильм «Барбара», в котором рассказывается о враче, сосланной в провинцию за попытку бежать из ГДР на Запад.
«Серебряного медведя» за лучший сценарий вручили датской ленте «Королевский роман», основанной на реальных событиях. Гран-при жюри присужден венгерскому режиссеру Бенсу Флигафу за драму «Только ветер» о серии убийств цыган в Венгрии в 2008 и 2009 годах.
Лучшим актером жюри назвало датчанина Миккеля Фольсгаарда, сыгравшего безумного датского короля Кристиана VII в «Королевском романе». Награду за лучшую женскую роль получила конголезская актриса Рейчел Мванза, дебютировавшая в канадской военной драме «Ведьма войны».