Актер театра и кино, театральный режиссер Олег Меньшиков в рамках большого гастрольного тура по Украине привез в Донецк свой моноспектакль «1900», созданный по одноименному произведению Алессандро Барикко.
Идея создания моноспектакля – постановки с участием одного актера – посетила Олега Меньшикова в 2006 году. Однако воплотить эту задумку в жизнь оказалось нелегкой задачей. Сложность заключалась в том, чтобы подобрать удачный сценарий. За неимением такового российский актер в содружестве с несколькими авторами пытался написать свою историю. Однако, как признается он сам, все было не то.
«Мы писали, придумывали сценарий с разными авторами, но ничего не получалось. И вдруг в один, как я сейчас думаю, прекрасный день, мне в руки попала книга Алессандро Барикко «1900. Легенда о пианисте». Я ее прочитал, и она так мне понравилась, что практически на следующий день я начал репетировать. Это был тот самый щелчок, когда ты понимаешь, что это – то самое, – рассказывает Олег Евгеньевич. – Полтора года мы искали подходящий спектакль, а в результате сделали совсем не то, что хотели. Но, по сути, это и есть моноспектакль. Почему такой жанр? На мой взгляд, это самое честное общение со зрителем. Во всяком случае, ты уже можешь дать оценку самому себе: можешь ли ты полтора часа держать зрительный зал или не можешь».
Так 22 апреля 2008 года в рамках фестиваля «Черешневый сад» на сцене театра им. Моссовета состоялась премьера постановки, интерес к которой не иссякает и сегодня.
В полуторачасовой постановке Олег Меньшиков позволил совершить кругосветное путешествие в мир грез человека, который никогда не покидал борт корабля.
Искусство создает легенды
Главный герой спектакля был рожден в первый день 1900 года в открытом море, а потому, не долго думая, его назвали Тысяча Девятисотым. Взрослея на пароходе «Вирджиния», курсирующем между Америкой и Европой, мальчик загадочным образом научился играть на рояле и вскоре стал виртуозно развлекать публику, выступая в ресторанном оркестре.
Он наблюдал за пассажирами парохода и мечтал о дальних странах, о голубоглазой девушке, однажды повстречавшейся ему на палубе, и удивительных приключениях. При этом он никогда не ступал на землю, проведя всю свою одинокую жизнь среди нескончаемого веселья зажиточных пассажиров.
«По всем законам человек не может жить без документов, – говорит Олег Меньшиков. – Не может так играть, чтобы после выступления о струны можно было зажечь сигарету... Много чего не может быть, но тем эта история и прекрасна. Она о мечте. А мечта всегда должна быть недосягаема, и тогда она – мечта. К ней нужно тянуться».
Желание героя следовать своей мечте, познать жизнь сполна Олег Меньшиков блестяще передает с помощью мимики и жестов, тогда как в длинных, но ничуть не скучных монологах раскрывается душа персонажа – человека, который обречен уйти на дно океана вместе с кораблем. То ли по воле судьбы, то ли по причине нежелания побороть свой страх…
Наталья ЛЕХАН