Есть вечные произведения искусства, интерес к которым никогда не угаснет, – «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Аида». Бесспорно, таким является и «Собор Парижской Богоматери».
Уже только упоминание названия романа талантливейшего Виктора Гюго привлекает внимание. А когда можно увидеть симбиоз литературы и балета, то это вдвойне интересно. Потому в Донецком театре оперы и балета даже пришлось ввести дополнительный показ новой постановки «Собор Парижской Богоматери».
Спектакль на музыку Цезаря Пуни в исполнении артистов балета донецкого театра в трех актах покажет классическую историю Виктора Гюго о том, как в красавицу-цыганку Эсмеральду влюбились трое мужчин: горбун Квазимодо, архидьякон собора Клод Фролло и красавец-капитан Феб. Это история о том, на что способны люди во имя любви. Если смотреть глубже: «Собор Парижской Богоматери» – хореографическая трагедия.
В истории балета бесспорным лидером, если мы говорим о качестве, является постановка Парижской оперы. Кроме того, что это был дебют хореографического перевоплощения романа, над ним еще и работал сам Ролан Пети. Он выступил в роли автора либретто и хореографа, исполнил партию Квазимодо, покорив сердца французской публики.
Не могу сказать, что мое сердце покорил кто-то из выступающих в донецкой вариации. Вот кто достоин похвалы, так это коллектив, трудящийся над созданием декораций. Я снимаю шляпу перед ними. Аж дух захватывает от реалистичности собора и символичности крестов. Действительно, потрясающе.
А вот зачем двухактный балет нужно было делить на три части, не совсем понятно. Второе действие занимает немногим более двадцати минут, то есть столько же, сколько и антракт. В первом акте мы получили возможность тщательно проследить ход праздника в Париже, рассмотреть гуляющих, насладиться хореографией. Во второй части все поняли, что Эсмеральда любит Феба, который становится жертвой ревности церковнослужителя. Зато в заключительном акте мы калейдоскопом досмотрели написанную Гюго историю.
От этого пропал трагизм всего происходящего. Получается: заинтересовали зрителя, а потом не дали заявленного. Несмотря на это, балет привлек внимание театральной публики. Ведь уже сейчас раскупаются билеты на показы, запланированные на середину марта.
Анна Миускова