Привезти на остановившийся завод художников с мировым именем, которые могут переосмыслить пространство, более неспособное служить изначальному предназначению, и заставить его стать чем-то иным, – именно по такому пути пошли руководители предприятия, еще несколько лет назад выпускавшего теплоизоляционные материалы.
История Платформы культурных инициатив «Изоляция» берет свое начало в 2010 году. Первые проекты были значительны, но весьма традиционны. Завод – как пространство, а цехи – как выставочные залы.
Теперь же предприятие само постепенно становится художественным объектом. А помогают ему в этом художники, присланные итальянской галереей «Continua». Работы шести художников созданы в рамках проекта «В поисках времени». Большая часть инсталляций останется на территории завода навсегда.
Двери Бюрена
Один из самых известных художников – француз Даниэль Бюрен. Его работа «Искусство преображает город», более известная как колонны Бюрена, располагается возле парижского Пале-Рояля. За 25 лет существования работа прошла тот же путь, что и Эйфелева башня: от недоумения и враждебности до признания и симпатии.
В Донецке Даниэль занимался ровно тем же, чем и в других городах мира, – рисовал горизонтальные и вертикальные полоски. При этом ему удивительным образом удавалось не только вписывать их в окружающее пространство, но и придавать полуразрушенным зданиям более эстетичный вид.
«Трудно назвать данное здание красивым на первый взгляд, но с этой дверью и этими полосками, которые нанесены в соответствии с пропорциями здания, в нем вдруг становятся видны и красота, и золотое сечение, и какое-то художественное высказывание», – поделился секретами мастерства Бюрен.
Помада Таю
Бельгийский художник камерунского происхождения Паскаль Мартин Таю соорудил на дымовой трубе огромную губную помаду.
«С моей стороны идея состояла в поиске символа, пусть даже провокационного. Это мой подарок украинским женщинам, ведь накрашенные губы – это красиво. Я бы хотел, чтобы моя работа была оценена, как дань женщинам, их силе, их власти», – утверждает Таю, признавшийся также, что им учитывался и имидж Украины в Западной Европе.
Банк Эрлиха
Инсталляция аргентинца Леандро Эрлиха позволяет «взобраться» на стену банковского учреждения, разместившись в определенной точке. Добиться оптической иллюзии удалось с помощью огромного зеркала, отображающего хотя и неправдивую, зато вполне достоверную в символическом смысле реальность. По словам автора, в Донецке его поразило огромное количество банковских учреждений, что он и решил отразить в своей работе.
Завод Михайлова
Присутствовал на открытии и Иван Михайлов, несколько десятилетий являвшийся директором завода изоляционных материалов. Правда, большой радости от происходящего с родным предприятием в его глазах не читалось. Он с удовольствием описывал посетителям выставки современного искусства, какой цех находился в том или ином здании и как там проходил технический процесс. Возможно, это прозвучит резко, но у автора сложилось впечатление, что для Михайлова все описанные арт-объекты выглядят если не как венки на могиле его завода, то уж как горькая усмешка судьбы, – точно. И это тоже трансформация, только увиденная другими глазами.
Иван БУХТИЯРОВ