Главная награда Венецианского кинофестиваля досталась южнокорейскому режиссеру Ким Ки Дуку. Его картина «Пьета» задолго до вручения наград снискала славу главного фаворита киносмотра.
Шестнадцать лет непрекращающейся работы и восемнадцать фильмов увенчались наградой – «Золотым львом», к которой режиссер шел давным-давно. В его карьере было несколько престижных призов, но все второстепенные. Разнообразные Гран-при он получал на фестивалях второго эшелона – в Брюсселе, Чикаго, Фукуоке. В Берлине же и Венеции не поднимался выше «серебра», а в Каннах – выше «Особого взгляда». Теперь у него есть свой «Золотой лев», что символично: здесь, в Венеции, о Киме Ки Дуке свет узнал впервые.
Конкурсная программа в этом году была спорной, по мнению многих критиков, но не безынтересной: «Мастер» Пола Томаса Андерсона, «К чуду» Теренса Малика, «Страсть» Брайана Де Пальмы вызвали живой отклик в прессе и среди киноманов, приехавших на остров Лидо.
Вторая по значимости награда фестиваля – «Серебряный лев» – уезжает в США. Ее присудили Полу Томасу Андерсону за фильм «Мастер». Актеры картины одного из главных представителей американского независимого кино Филип Сеймур Хоффман и Хоакин Феникс разделили между собой так называемый «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль. Лучшей женской ролью была признана работа израильской актрисы Хадас Ярон в картине Рамы Бурштейн «Заполнить пустоту».
Специальной премии жюри был отмечен скандальный фильм «Рай: вера» австрийца Ульриха Зайдля. Некоторые сюжеты картины итальянская публика признала «оскорбляющими чувства верующих». За сексуальную сцену с участием распятия на создателей фильма был подан иск. У режиссера и раньше уже были неприятности с христианскими активистами. В 2003 году группа католиков Австрии подала на него в суд за документальный фильм «Иисус, Ты знаешь» – режиссер спрятал камеру за алтарем, которая снимала молитвы, а потом смонтировал из этого фильм. Тогда скандал удалось замять.
Лучшим сценарием жюри признало работу француза Оливье Ассаясу за фильм о мятежной молодежи 1970-х годов «Что-то в воздухе».
Премию Марчелло Мастрояни, вручаемую начинающему актеру, получил Фабрицио Фалько, снявшийся сразу в двух картинах, попавших в этом году в конкурс престижного фестиваля: «Это сделал сын» Даниэле Чипри и «Спящая красавица» Марко Беллоккио.
Настоящий азиатский экстрим был награжден в параллельной секции «Горизонты» – жюри отметило фильм китайского документалиста Ван Биня «Три сестры». Не по Чехову. В фильме рассказывается бесхитростная история трех девочек – десяти, шести и четырех лет от роду – одиноко живущих в убогой лачуге где-то в высокогорном Китае, в деревне на 80 семей. Впрочем, эта бытовая драма, виртуозно и скупо снятая на цифровое видео, – не социальная страшилка, а фильм об одиночестве человека в сегодняшнем неприветливом мире, о той изоляции, которую сам Ван Бинь знает не понаслышке. Ведь на родине его картины запрещены как политически опасные, а для других стран они слишком экзотичны, чтобы выходить в прокат.
После прошлогоднего триумфа картины «Фауст» Александра Сокурова российские картины (украинские не участвовали) в этот раз остались без наград. Никак не отмечена картина Кирилла Серебренникова «Измена», представлявшая Россию в главном конкурсе. Без призов и особого внимания остался и фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу», участвовавший в конкурсе «Горизонты».
Ира ПЕТРОВА