XIX международный фестиваль «Звезды мирового балета» зрители ждали с нетерпением, ведь в рамках танцевального форума в Донецке был запланирован дебютный показ балета «Radio and Juliet» на музыку британской рок-группы «Radiohead».
Единое «звучание»
Идея современного балета на шекспировское произведение появилась у талантливого хореографа, художественного руководителя труппы Национального театра Словении Эдварда Клюга в конце 1990-х годов, а к воплощению задумки автор приступил спустя 4 года. Как отмечает он сам, период обдумывания совпал с моментом выхода у «Radiohead» альбома «Hail to the thief», песни из которого использованы в постановке.
Поговаривают, что успех балета был обеспечен заранее, ведь британскую рок-группу любят во всем мире. Однако Эдвард Клюг другого мнения: «Я просто попал в течение. Но согласен, что все хотят увидеть произведение Шекспира на музыку «Radiohead», ведь это очень интригует. Между тем я специально не использовал в балете их самые популярные песни. Иногда они идеально ложились под историю, иногда подходили под уже созданную атмосферу. Например, в сцене смерти Меркуцио звучит песня из альбома «Bends» – «Bullet Proof…
I Wish I Was», и он умирает, танцуя. В некоторых сценах можно увидеть четкое совпадение с лирикой песен. И все это работает вместе».
Под другим углом
Он не стал четко следовать сценарию, ведь историю Ромео и Джульетты знают во всем мире. Герои постановки перенесены в наше время, а в центре произведения – чувства главной героини. «Джульетта убивает себя, проснувшись рядом с мертвым Ромео. Я остановил этот момент. В моем прочтении она не убивает себя, потому что уже мертва, лишившись любви. Потому моя Джульетта с этого момента и до начала истории – одинокая женщина, которая возвращается к началу своей любви», – рассказывает автор.
Балет, в котором задействованы 6 мужчин и всего одна женщина, интригует с первых минут. Поочередные повторяющиеся всеми движения поначалу создают хаос, а затем переходят к синхронному и гармоничному действию. Также помогают по-новому взглянуть на роман Шекспира видеоинсталляции, световые эффекты и моменты абсолютной тишины.
Следует отметить, что балет в стиле модерн пришелся по вкусу не всем: кто-то демонстративно покашливал на протяжении последних 15 минут, кто-то настойчиво интересовался, куда подевались некоторые сцены из «Ромео и Джульетты», а кто-то и вовсе поспешил удалиться, не подарив танцорам и малой доли заслуженных оваций. Ну а я, к слову сказать, осталась более чем довольной и кричу Эдварду Клюгу и танцорам Национальной оперы Украины: «Браво!».