Прошлое должно оставаться в прошлом
Всякий раз, когда тот или иной коллектив выходит на новый уровень, он должен быть готов не только к хвалебным одам, но и к суровой критике. В Макеевском ТЮЗе к такому положению дел относятся с пониманием и всегда открыты к диалогу.
Кнут и пряник в оценке экспертов – это золотая середина. Радостно, что есть чем гордиться, и стимул развиваться не исчезает. В Макеевке завершился Третий открытый фестиваль театров для детей и юношества «ТЮЗ-2011». Участвуют в нем театры из Запорожья, Львова, Макеевки, Одессы, Сум, Севастополя, Харькова. Не обошли своим вниманием сие действо и члены исполкома АССИТЕЖ – международной ассоциации театров для детей и юношества. В мае нынешнего года Украина была принята в состав организации, и деятели детских театров со всего мира решили посетить фестиваль «ТЮЗ-2011», чтобы ознакомиться с творчеством украинских театров.
Присутствие иностранцев, которые как нельзя лучше разбираются в специфике работы ТЮЗов, добавило особого шарма фестивалю. Артистам, режиссерам, художникам украинских театров были интересны мнения коллег из-за рубежа, и надо сказать, что оценки зачастую были весьма высоки. Во время обсуждения увиденных спектаклей гости отмечали высокий профессионализм украинских детских театров, мастерство актеров, режиссеров, художников, однако сетовали на то, что в репертуаре фестивальной афиши было мало спектаклей на современную тему. «Дети заслуживают быть активно вовлеченными во все, что происходит на сцене. И они должны распознавать происходящее на сцене, как свой мир. Детям нужно находить ответы на свои вопросы. Они не должны попадать в иллюзию несуществующего пространства или несуществующего времени», – сформулировал проблему генеральный секретарь АССИТЕЖ Ивица Симич.
Также эксперты заметили, что в некоторых моментах работы украинских театров чувствуется плотно укрепившаяся советская традиция, от которой не мешало бы и избавиться. Марина Медкова, ответственный секретарь российского Центра АССИТЕЖ, считает, что этот недостаток присущ не только украинским театрам, но и большинству ТЮЗов бывшего Союза. Председатель жюри, кандидат искусствоведения из Киева Анна Липковская объяснила это тем, что «в советское время ТЮЗы организовывались не только для того, чтобы изучать детей и вдумчиво работать с ними, но и для того, чтобы проводить идеологическую работу среди детей. И переход от ценностей советского периода к общечеловеческим осуществляется, однако не так быстро, как хотелось бы».
В последние дни работы фестиваля был проведен «круглый стол», на котором члены исполкома АССИТЕЖ и украинские специалисты театров для детей обсудили проблемы детских театров, намечали пути и формы сотрудничества театров нашей страны с данной организацией. Президент АССИТЕЖ Иветт Харди отметила: «Наша цель – поддержка и развитие театров для детей, ибо каждый ребенок на планете имеет право на качественный театр. Фестиваль и наши встречи в Макеевке – отличная возможность делать это».
Завершился фестиваль 2 октября. Вначале, как обычно, были подведены итоги конкурсной программы фестиваля, объявлены лауреаты и дипломанты. А затем началось празднование 40-летия Донецкого областного русского театра юного зрителя. Именно 2 октября далекого уже 1971 года началась творческая жизнь театра для детей Донбасса.