«Чиж» в Донецке – это словосочетание еще за два-три месяца до концерта легендарной российской группы в столице Донбасса вызывало трепет у местных поклонников отечественного рока. Шутка ли, Сергей Чиграков не доезжал до нашего города несколько – для фанатов особенно долгих – лет. Но 5 ноября не стареющий петербургский блюзмен реабилитировался по полной программе.
Смешав в равных пропорциях американскую музыку 60-х, дворовую лирику и среднерусскую тоску с блюзом, мультиинструменталист Чиграков открыл кратчайший путь к сердцам меломанов середины 1990-х. Учитывая почти уже 10-летний опыт игры с лучшими музыкантами Харькова и Санкт-Петербурга, на тот момент Чиж производил впечатление, по словам Гребенщикова, «ослепительное». Его простые, но цепкие блюзы и баллады вернули в отечественную музыку лиричность и мелодизм советских ВИА и американских сонграйтеров, а забойные хиты вроде «Вечной молодости» и «Такие дела, брат» вселили надежду на то, что будущее у русского рока все-таки есть. Надежды оправдались.
Лишнее доказательство немеркнущей славы главного «Хучи-Кучи-Мена» отечественной сцены – непременно заполненные залы во всех уголках бывшего СССР, а зачастую и за рубежом. Даже горькая обида преданных поклонников на студийное «молчание» Чижа (новых полноценных альбомов он не выпускал уже 11 лет) нивелируется благодаря неподдельной искренности и стахановской силе живых выступлений группы Чигракова.
Концерт в Донецке не стал исключением: пятеро «ребят за пятьдесят» зажгли дворец молодежи «Юность» трехчасовым рок-н-ролльным фейерверком без единого перерыва и только с нарастающим уровнем мощности. Культовая песня «О любви» была заблаговременно спета еще в первой половине концерта, что вызвало неизбежное и самое лучшее, что может быть на выступлении рок-звезды – основная часть зрителей собралась под сценой и все остальное время уже вместе с Чижом пела его песни.
Песен было много, причем что ни номер – то шлягер. Ну, есть у Чигракова такая особенность – писать песни редко, но так, чтоб на века. «Фантом», «На поле танки грохотали», «Перекресток», «Дорожная», «Снова поезд», «Еду»… А тем более, когда играется это все вживую и вживую вдвойне – музыканты «Чиж и Ко», к которым недавно присоединился ушедший из «ДДТ» заслуженный барабанщик всея Руси Игорь «Доца» Доценко, старались из каждого произведения сделать что-то новое, сыграть такую импровизацию, чтобы каждый пришедший мог вспомнить: «Так они делали только в Донецке».
Как сказано уже не раз, писать о музыке, о живых концертах – дело сложное. Таких, как Чиж – по-настоящему живых, ценящих и любящих своих поклонников, истинных музыкантов – нужно слушать и смотреть. Тогда, возможно, и нам всем передастся главная особенность таких людей – вечная молодость!
Александр КОВАЛЕНКО, фото автора