Бриллианты — недешёвое удовольствие. Правда, наука уже дошла до умения выращивать их искусственно, как цветочки из рассады. Например, в варианте Мартина Рошайзена многовековой период «созревания» этого драгоценного камня можно пропустить. Не перевелись ещё Остапы Бендеры, в том числе и на земле американской…
Размножение делением
Технологический азарт «добычи» новых «бриллиантов» вполне объясним. Рынок драгоценных камней при любых валютных вибрациях стабильно цветёт махровым цветом. На него выходят попеременно то авантюристы, то романтики. Не так давно отшумел проект по выпуску кристаллов Amora. Их рекомендовали любителям всего надёжного и блестящего. Кристалл отбрасывал на 10 % больше искр, чем бриллиант, и не испарялся при температурах, от которых алмаз оставил бы после себя лишь пепел. Ну и где Amora теперь? Затерялся в рядах элитной бижутерии, далёкой от оригинала чистой воды.
Стать очередными авторами искусственных драгоценных камней вознамерились калифорнийцы из Diamond Foundry во главе с Мартином Рошайзеном. А он, кстати, настаивает, что его камни самые что ни на есть натуральные — потому что происходят от настоящих!
Основатель стартапа Nanosolar, в целом вполне удачного проекта по выпуску бюджетных фотопанелей для солнечных батарей, Рошайзен решил расширяться и разработал технологию изготовления алмазов в лабораторных условиях.
Метод смахивает на тот, которым пользуются в агрономии при высаживании клубней. Бриллиант пилят на кусочки, и эти срезы выполняют роль базы для молекулярной структуры нового камня. На этом сходство заканчивается. При помощи плазмы диоксида углерода, «налипающего» на основу послойно, в специальном реакторе при температуре в 4420 градусов по Цельсию на этих кусочках вырастают новые алмазы. В этом адски горячем инкубаторе таковых может быть сотни, и на финише они достигают 9 карат! Процесс «наращивания» занимает несколько недель.
Не конкуренты
В Diamond Foundry описывают свою работу так: «Покупаем электричество и углекислый газ, а продаём ювелирные украшения». Хозяин стартапа уже задумчиво констатирует в интервью, что не собирается создавать конкуренцию производителям алмазов природных. Он планирует продавать свою продукцию не дешевле натуральных бриллиантов, с чистой совестью привлекая покупателей новизной и экологичностью своих камешков.
Кстати, мода на щепетильное отношение к правам человека докатилась и до снобов, обожающих блеск. Тот факт, что алмазы в Ботсване, ЮАР и других странах транснациональные корпорации добывают в шахтах при помощи местного населения и принудительного труда детей, смущает очень многих и давно. Теперь же всеобщая совесть будет спокойна!
Плюс к тому инкубаторские алмазы не переплюнут по объёму продаж горные. Задумано, что камни будут поставляться небольшими партиями в студии и мастерские, давая право ювелирам «проголосовать кошельком».
В амбициозных планах Diamond Foundry — выпуск до 150 тысяч карат камней в год уже к 2017-му. Несложно предположить, что некий модный бум на новый лабораторный продукт практически гарантирован.
Самородок из Кремниевой долины
Чтобы понимать, что такое Diamond Foundry, надо копнуть и то, кто такой Мартин Рошайзен. Он закончил Стэнфорд, где учился с Ларри Пейджем и Сергеем Брином — основателями Google. В 1995 году толковый студент юридической школы начал делать сайт FindLaw, который у него выкупили Thomson Reuters. А спустя два года уже вместе с профессором Стэнфорда Мартин основал компанию по выпуску программного обеспечения TradingDynamics, которую купили у них уже Ariba — за $720 млн, а технология до сих пор в ходу у IBM. А ещё Рошайзен поработал над социальным сервисом eGroups — тот набрал 50 млн юзеров и был выкуплен Yahoo за $450 млн!
И только в 2002 году самородок из Кремниевой долины взялся за солнечную энергетику. За 8 лет штат его компании расширился до 350 человек, а объём заказов достиг $4 млрд. Дальше вы знаете…
Словом, инвесторы ему верят, — пока.
Поверь в мечту, как в красоту…
Кто же поддержал эту идею своими «кровными»?
В калифорнийский проект уже вложились не только актёр Ди Каприо (чудить ему по статусу положено), но и несколько миллиардеров технологического направления. Вроде бы ребят из Кремниевой долины сложно заподозрить в отсутствии логики и знаний. Или можно?
Среди смельчаков — бывший исполнительный директор Facebook и MySpace Оуэн ван Натта, бывший президент eBay Джефф Сколл, основатель Twitter Эван Уильямс… Всего до десятка знаковых персон вложили в дело Мартина Рошайзена около $100 млн.
Есть там и россиянин, венчурный капиталист Зияудин Магомедов, причастный к онлайн-такси Uber, скоростным перевозкам Hyperloop и турсервису Peek. Он был в лаборатории, любовался ростом бриллиантов и заявил, что поражён. Теперь убеждает всех знакомых, обладающих банковским счётом с шестью нулями, что стартап надо срочно купить или ещё лучше — распиарить китайскому и индийскому рынку, где бриллианты в 1–2 карата расхватывают, аки горячие блинчики.
А пока что Diamond Foundry открыл себе маркетплейс и приторговывает камнями и украшениями. Самый дешёвый бриллиант стоит $126, самый дорогой — $13 тыс. Сам же владелец понемногу рассекретился и описал в соцсетях, чем нынче занимается. До последних дней в его профиле то ли LinkedIn, то ли Facebook в графе деятельность значилось next big thing. Какой будет следующая большая вещь?..
Zavarnik