После создания Таможенного союза большинство полномочий по урегулированию постоянно возникающих конфликтов с участием украинских предприятий перешло к Евразийской экономической комиссии, которая теперь устанавливает единые нормы доступа иностранных товаров на рынки России, Белоруссии и Казахстана. Это фактически лишило украинских производителей возможности решать конфликты на двустороннем уровне — теперь все чаще надо будет подключать наднациональный орган Таможенного союза, обращаться в арбитраж в рамках страны СНГ или даже привлекать специалистов ВТО.
Создание Таможенного союза ЕврАзЭС, включающего Россию, Белоруссию и Казахстан, изменило традиционные механизмы урегулирования торговых споров Украины с этими странами. Особенно заметными изменения стали с этого года, после сформирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) — постоянно действующего наднационального регулирующего органа ТС. Комиссия получила часть полномочий, ранее принадлежавших суверенным странам—членам союза. В частности, помимо таможенно-тарифного и технического регулирования, а также таможенного администрирования, ЕЭК занимается установлением торговых режимов с третьими странами.
Три уровня защиты
Украина не была готова к работе с наднациональным органом. "Возникли сложности: при появлении проблемы мы не знали, куда обращаться. Суверенные власти отсылали нас в ЕЭК, а там отвечали, что еще не уполномочены решать эти проблемы за национальные правительства",— заявлял первый вице-премьер Валерий Хорошковский. По словам чиновника, эти проблемы носят временный характер, и ожидаемая унификация условий торговли упростит решение споров Украины с Таможенным союзом.
Однако появление еще одной инстанции решения проблем украинских экспортеров лишь усложняет ситуацию. "Как только возникает необходимость ввести ограничения, то такие решения принимают национальные органы. А когда мы ставим вопрос о либерализации, то нас отсылают от национальных органов к ЕЭК — и наоборот. Никто не признает, чья это компетенция",— объясняет генеральный директор ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Владимир Лапа. В нынешнем году наиболее серьезные проблемы возникали у украинских производителей молочной продукции, меньшие — у металлургов в связи с унификацией техрегламентов.
Когда неразбериха прекратится, Украина даже может выиграть от создания ЕЭК, защищая свои интересы на рынках России, Белоруссии и Казахстана. "С нынешнего года ЕЭК получила реальные полномочия и стала самостоятельным органом принятия решений, формально независимым от правительств стран—участниц союза. Для нас очень важно, что решения ЕЭК принимаются коллегиально — это дает больше возможностей доказать свою правоту",— отмечает президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты Владимир Щелкунов. Общее руководство ЕЭК осуществляет совет комиссии, куда входят по одному вице-премьеру стран—членов ТС.
Альтернативную точку зрения высказал эксперт Тарас Качка (бывший директор департамента внешнеэкономических связей Минагрополитики): "Учитывая, что механизм работы ЕЭК скопирован с Еврокомиссии, это достаточно сложная бюрократическая машина. Это затрудняет решение текущих вопросов, которые касаются Украины и одной из стран ТС. Всегда может оказаться, что эта проблема по каким-либо причинам важна для других участников ТС, и они могут заблокировать рассмотрение". Впрочем, по его словам, механизм ЕЭК может быть эффективнее при решении вопросов, затрагивающих интересы всех стран ТС.
По словам правительственного уполномоченного по вопросам сотрудничества с РФ, СНГ и ЕврАзЭС Валерия Мунтияна, после начала работы ЕЭК и создания зоны свободной торговли в рамках СНГ сложилась трехуровневая система защиты интересов национальных производителей на рынках Таможенного союза. "В первую очередь это двусторонние переговоры Украины с одной из стран, входящих в ТС. Если эти переговоры безуспешны, мы можем подавать апелляцию в ЕЭК, поскольку именно ей государства делегировали часть своих полномочий. Третьим уровнем становится обращение в арбитраж при СНГ",— отметил господин Мунтиян. Арбитраж, предусмотренный новым договором о свободной торговле в СНГ, еще не работает. Минэкономразвития пока только завершило прием заявок от граждан, желающих получить должности арбитров от Украины. Для запуска этого механизма необходимо провести отбор арбитров во всех странах СНГ, которые ратифицировали соглашение. В решении споров участвуют три арбитра: по одному от каждой из сторон спора, а третий — по взаимному согласованию.
Впрочем, по словам советника юрфирмы "Саенко Харенко" Натальи Микольской, средства защиты зависят от конкретной проблемы производителей на рынке ТС. Если спорный вопрос касается конкретной страны—члена союза, и его решение находится в рамках полномочий государства, то достаточно провести двусторонние переговоры. И нет смысла обращаться в ЕЭК, максимум — в арбитраж СНГ. Если же проблема касается всего рынка ТС и относится к компетенции ЕЭК, то можно проигнорировать этап двусторонних переговоров и сразу обращаться в ЕЭК. "Следует понимать, что торговые споры, нерешенные в рамках двусторонних консультаций, будут решаться через арбитраж СНГ. При этом в ситуации с Россией нам не следует забывать о возможности обращения к процедуре урегулирования споров в рамках ВТО",— уточняет юрист.
Проверка на прочность
Украинское правительство уже использует механизм ЕЭК для защиты интересов производителей. В сентябре в ЕЭК была подана заявка о пересмотре защитных мер, введенных странами Таможенного союза в отношении карамельной продукции. Этот запрос чиновники ЕЭК изучают с 26 сентября. Защитные меры ($294,1 за тонну сверх действующей ставки 20%) были введены Россией в июле 2011 года. "Пока мы знаем лишь то, что эта заявка принята к рассмотрению, и по ней идет плановая работа. Как долго будет идти процедура рассмотрения, пока неизвестно, поскольку это прецедент рассмотрения заявки на пересмотр уже наложенных защитных мер",— рассказал президент ассоциации "Укркондпром" Александр Балдынюк. Украинские чиновники неофициально заявляли "Ъ", что в случае провала украинско-российских переговоров по утилизационному сбору на ввоз автомобилей эта проблема также может быть вынесена на рассмотрение ЕЭК.
Однако ЕЭК готова решать не все конфликты. В ответ на заявление Валерия Мунтияна о возможности подачи в комиссию заявки на рассмотрение запрета на поставку в РФ молочной и мясной продукции министр ЕЭК по торговле Андрей Слепнев порекомендовал украинским производителям оспаривать запрет на поставки мясо-молочной продукции в страны ТС через арбитраж зоны свободной торговли СНГ. "Мы находимся в постоянном контакте и с их стороны не видим затягивания решения наших запросов. Наоборот, члены ЕЭК выбрали энергичный стиль работы и даже иногда подгоняют нас",— утверждает господин Мунтиян.
Участники рынка считают, что говорить об успешности сотрудничества можно будет лишь после появления первого благоприятного для Украины решения торгового спора в ЕЭК. "Необходим прецедент, поскольку до сих пор непонятно, насколько этот механизм будет рабочим. Пока все текущие торговые споры почти не движутся: даже если какая-то проблема решается — например, обвинения о наличии пальмового масла в сыре — сразу появляется новая",— сетует господин Лапа. "ЕЭК пока не показала себя в принципиальных спорах",— добавил господин Щелкунов. Один из источников в Кабмине объяснил "Ъ", что в правительстве рассчитывают на то, что новый орган будет более объективно подходить к украинским заявкам, чем национальные институты. "Комиссии нужно доказать, что она самостоятельная. Для этого ей необходимо принимать решения, не оглядываясь на позицию российского правительства",— заявил чиновник. В то же время, по его словам, необъективный арбитраж со стороны ЕЭК создаст серьезный аргумент для противников интеграции Украины в Таможенный союз. "Этот аргумент позволяет рассчитывать на объективный арбитраж как в рамках ЕЭК, так и в рамках инструмента по решению споров СНГ",— отмечает собеседник.
Коммерсант