Современное сельское хозяйство непредставимо без современных и эффективных средств механизации. В старые времена советская Украина была одним из признанных лидеров в области сельскохозяйственного машиностроения. Однако сейчас, почти четверть века спустя, на украинские поля и нивы выходит в основном импортная техника. Есть ли возможность это изменить?
Вне колеи
Сегодня, когда украинская промышленность все сильнее деградирует, сельское хозяйство все больше превращается в базовую отрасль экономики страны и один из основных источников валютных поступлений. По данным Госкомстата Украины, за первые 8 месяцев текущего года на зерновые и масличные культуры пришлось 17,5% национального экспорта, причем объем поставок возрос более чем на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, превысив 6,6 млрд долл., несмотря на падение мировых цен на зерно и подсолнечник.
Однако развитому сельскому хозяйству необходим обширный парк техники. По данным Минагропрома, в прошлом году на сезонные полевые работы выходило более 240 тыс. единиц посевных и почвообрабатывающих машин и немногим менее 200 тыс. тракторов. В 2013 году украинские аграрии приобрели почти 15 тыс. единиц различной сельскохозяйственной техники на сумму более 6 млрд грн., причем эти затраты признавались совершенно недостаточными с учетом высокой степени износа парка, в котором большую долю составляют машины еще советской эпохи либо подержанное импортное оборудование. Как утверждал летом прошлого года аналитик Руслан Швец, объем украинского рынка сельхозтехники при условии ее своевременного и качественного обновления может достигать более 3 млрд долл. в год!
Естественно, немаловажно, в чьи карманы в конечном итоге пойдут эти миллиарды долларов и гривен. В прежние времена Украина обладала высокоразвитым сельскохозяйственным машиностроением. В частности, на ее территории находился один из крупнейших производителей такой техники в бывшем Союзе – Харьковский тракторный завод (ХТЗ) мощностью порядка 70 тыс. тракторов в год. Ему ненамного уступал Херсонский машиностроительный завод, где ежегодно выпускались тысячи единиц сложной и дорогостоящей техники для уборки таких культур, как кукуруза и подсолнечник. Еще одним крупным изготовителем тракторов был днепропетровский "Южмаш".
На момент объявления независимости Украины стране не хватало лишь собственного производства зерноуборочных комбайнов, но и этот недостаток был быстро преодолен. В 1995 году в Херсоне был начат опытный выпуск новой модели "Славутич", созданной конструкторами из КБ "Южное".
Увы, все это сложное и совершенное хозяйство не выдержало испытания кризисом 1990 и начала 2000 годов. Если в России и Беларуси власти решились на протекционистские меры с целью поддержки национальных производителей, то украинский рынок был всецело отдан импорту. А отечественная продукция в условиях развала 1990 годов оказалась неконкурентоспособной по сравнению с даже б/у техникой ведущих мировых брендов – американских John Deere и Case, германской Claas, нидерландской New Holland.
Конечно, посильная помощь украинским компаниям осуществлялась через "Украгролизинг", закупавший отечественную технику для поставки ее аграриям. Но его доля на национальном рынке никогда не превышала 2-4% вследствие хронически скромного государственного финансирования.
В итоге, как сообщает Госкомстат, за первые 8 месяцев 2014 года в Украине было произведено всего лишь 3016 тракторов, что, правда, на 2,9% превышает показатели аналогичного периода годичной давности. Однако собственно украинскими из них можно считать меньше половины, в основном продукцию ХТЗ, который в прошлом году выпустил порядка 1,6 тыс. машин с уровнем локализации до 60%. Значительная часть производства тракторов в Украине представлена "отверточной сборкой" из импортных машинокомплектов.
Об украинских зерноуборочных комбайнах Госкомстат уже давно стыдливо не сообщает. Известно, что в 2012 году их на Херсонском машиностроительном заводе собрали аж 59 штук (почти в 7 раз меньше, чем годом ранее), из них четыре – по заказу "Украгролизинга". Более-менее благополучно обстоят дела только с производством некоторых видов прицепного оборудования – жаток, сеялок, плугов, дисковых борон, которые выпускаются на Херсонском машиностроительном и на кировоградском заводе "Червона Зирка". Как, в частности, сообщает отечественная статистика, в январе-августе в Украине было изготовлено 1417 отвальных плугов (спад на 13,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и 1328 борон (рост на 12,2%). Причем в секторе бороновальной техники доля украинской продукции на внутреннем рынке превышает 50%.
Впрочем, во всех остальных нишах в Украине доминирует импорт, а затраты на закупку сельхозтехники в масштабах государства представляют собой весьма заметную величину. Так, в 2013 году импорт этой продукции (правда, включая различные мотоблоки и газонокосилки) составил более 1,2 млрд долл. В частности, украинские компании приобрели за рубежом более 27 тыс. тракторов на общую сумму порядка 540 млн долл. и 1571 зерноуборочный комбайн на 183,7 млн долл. Для сравнения, экспортировано в прошлом году было около 1400 украинских тракторов, преимущественно в Россию, Египет, Иорданию и Кубу.
Кризис и девальвация гривны, естественно, оказали самое разрушительное воздействие на импорт сельхозтехники. Уже по итогам первого полугодия текущего года он сократился на 42,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем закупки тракторов упали на 47,4%, а зерноуборочных комбайнов – более чем вдвое. Очевидно, что по итогам всего года результат будет еще хуже.
Тут бы подсуетиться национальным производителям сельхозтехники – когда еще у них появится возможность отвоевать некоторые позиции на внутреннем рынке?! Но для этого таких производителей надо сначала иметь…
Партнеры познаются в кризисе
Следует отметить, что в последние годы сменявшие друг друга правительства проявляли заметную озабоченность по поводу высокой доли импорта на национальном рынке сельскохозяйственной техники и даже пытались принять по этому поводу определенные меры. Однако результаты пока выглядят достаточно скромными.
Еще несколько лет тому назад украинские эксперты и государственные чиновники пришли к неутешительному выводу: свою школу сельхозмашиностроения Украина во многом утратила. Поэтому производство современной техники имеет смысл создавать только в партнерстве с ведущими зарубежными компаниями. Собственно, основные усилия последних лет по возрождению отрасли как раз и были направлены на поиск и привлечение потенциальных зарубежных инвесторов.
В 2013 году в рамках канувшей в лету программы по активизации экономики предусматривалось предоставление госгарантий на общую сумму 5 млрд грн. под проекты по освоению производства сельхозтехники в Украине. Таких проектов было анонсировано три, хотя два из них так и остались на уровне деклараций. Это – налаживание выпуска китайских тракторов на "Южмаше" и сборка на украинских мощностях белорусских комбайнов завода "Гомсельмаш".
Однако третий проект был всё-таки доведен до конца. Германская компания Claas не только подписала соглашение о совместном производстве с Херсонским машиностроительным заводом, но в августе 2013 года действительно наладила на нем выпуск моделей зерноуборочных комбайнов "Скиф-Тукано-440". На тот момент это были почти точные реплики немецкой модели, собранные из немецких комплектующих, однако было заявлено, что в перспективе уровень локализации будет увеличиваться и к 2016-2017 году дойдет до более 40%. Тем не менее херсонско-немецкие комбайны считались украинскими, а, значит, могли распространяться через систему "Украгролизинга".
В конце декабря 2013 года прежний Кабмин успел утвердить Государственную программу технической поддержки ВПК, в рамках которой планировалось в течение 2014-2015 годов выпустить 23 тыс. тракторов, 2,8 тыс. комбайнов, 7 тыс. комбинированных почвообрабатывающих посевных комплексов и другую технику. На эти цели предполагалось выделить 800 млн грн. из бюджета и привлечь до 55 млрд грн. частных инвестиций. Естественно, все эти грандиозные планы остались только на бумаге.
Правда, в данном случае смена власти в стране не привела к кардинальной смене политики. Новый министр аграрной политики и продовольствия Игорь Швайка еще в середине марта заявил, что считает одной из стратегических задач Министерства создание в Украине производственных мощностей иностранных компаний по изготовлению сельскохозяйственной техники. Конечно, на первом этапе это была бы не более чем сборка из доставленных из-за рубежа деталей, но в перспективе она могла бы перерасти в нечто большее.
За последние месяцы в правительстве велось обсуждение перспективных проектов в данной области. В частности, в июле о возможности налаживания выпуска в Украине китайских тракторов заявлялось в ходе визита в Киев вице-президента компании China Civil Engineering Construction (CCEC) Ян Цзинь. Правда, этот проект мог быть реализован только в рамках китайского кредита на 3 млрд долл. под закупку украинского зерна, договор о котором был заключен еще в декабре 2012 года, затем оказавшегося в подвешенном состоянии.
Позднее о намерении наладить производство иностранной сельхозтехники в Украине говорил премьер-министр Арсений Яценюк. По его словам, власти ведут переговоры с несколькими зарубежными компаниями. Правда, глава правительства не предоставил никакой конкретной информации, а в дальнейшем этой темы больше не касался.
Зато в начале сентября внезапно получил продолжение прошлогодний белорусский проект. Как заявил Владислав Губин, генеральный директор Харьковского тракторного завода, в настоящее время относящегося к российской группе ГАЗ, ведутся переговоры с заводом "Гомсельмаш" о создании в Харькове совместного производства зерноуборочных комбайнов.
Начать серийный выпуск, по словам Губина, можно уже будет в 2015 году, а мощность линии может составить до 500 машин в год, что соответствует порядка 30% украинского рынка по состоянию на 2013 год. Правда, в прошлом году из Беларуси в Украину было поставлено только 48 комбайнов, так как основные покупатели этой техники – крупные агрохолдинги – отдают предпочтение известным европейским и американским моделям. Поэтому, как считает Владислав Губин, правительство могло бы оказать поддержку национальному производителю, ограничив импорт б/у комбайнов.
Ранее о том, что с целью стимулирования собственного производства сельхозтехники Украина может на несколько лет ввести высокие пошлины на импорт, говорил и Игорь Швайка. Однако очень сомнительно, что нынешнее киевское правительство, которое никогда не было замечено в попытках поддержки национальной промышленности, когда-либо пойдет на такой шаг, чреватый конфликтами с США и европейскими странами.
Поэтому, судя по всему, производство большинства видов сельхозтехники в Украине и дальше будет осуществляться в очень скромных масштабах. При этом объем рынка резко сузится из-за того, что девальвация гривны сделает иностранную продукцию слишком дорогостоящей, а украинской будет слишком мало и по высокой цене, так как для ее изготовления используются импортные комплектующие. Вследствие этого процесс обновления парка техники в агросекторе Украины еще более замедлится, и через несколько лет, если к тому времени ничего не изменится, приведет к снижению урожайности.
Впрочем, может, все обернется и по-другому. Ведь эволюция в украинском сельском хозяйстве движется в сторону концентрации, создания все более крупных агрогигантов, которые будут выращивать сельхозкультуры на экспорт и оплачивать закупки современной иностранной техники за счет своих валютных доходов. Правда, в таком случае собственно украинскими в национальном сельском хозяйстве останутся только земля и труд.
Виктор Тарнавский
МинПром