Любые попытки доказать, что девальвация гривны была вызвана макроэкономическими факторами, безосновательны: факты говорят о том, что только политический кризис, спровоцированный Майданом и оппозицией, привел к росту курса иностранных валют.
Такое мнение высказал президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «До 24 января 2014 года, когда представителями оппозиции не были захвачены здания местных органов власти, объемы торгов на межбанковском валютном рынке оставались на уровне $1,5-2 млрд. Как только 24-26 января 2014 года радикально настроенные представители оппозиции захватили здания местных органов власти, объемы покупки валюты на межбанке выросли до $4-5 млрд. Это показывает, что бизнес и население в захваченных регионах начали паниковать и массово скупать валюту, что и стало главной и единственной причиной девальвации гривны. Какие-либо попытки доказать, что девальвация гривны была вызвана макроэкономическими и финансовыми факторами, безосновательны», – подчеркнул эксперт.
По его словам, 2013 год Украина завершила с профицитом платежного баланса на уровне почти $2 млрд. (против дефицита в $4 млрд. в конце 2012 года).
При этом за год общая сумма депозитов населения выросла на 20%, а степень долларизации экономики снизилась с 50% до 42%.
Также увеличились объемы кредитования на фоне одновременного снижения показателя проблемных займов.
«Все экономические факторы указывают, что если бы не было Майдана, девальвации гривны в 2014 году не было бы», – отметил Александр Охрименко.
При этом президент Украинского аналитического центра акцентировал внимание на том факте, что как таковой девальвации курса гривны Нацбанком не было. Регулятор просто скорректировал официальный курс с рыночным.
«В Украине долго вели споры о гибком курсе. В нашей стране фиксированный курс гривны был только с 2005-го по 2008 год. Все остальные годы, а тем более начиная с 2010-го по февраль 2014 года, курс гривны был гибкий», – сказал эксперт.