Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко на пороге новых свершений. На сей раз речь идет не о международных проектах и масштабных постановках – ему предстоит пережить реконструкцию и продолжительный реставрационный процесс. В итоге будет расширена служебная часть театра для удобства труппы, а здание приобретет первоначальный вид, задуманный архитектором Людвигом Котовским еще в 1936 году.
У «Донбасс Оперы» долгая история. Некогда здание величаво возвышалось над одноэтажными жилыми домами с огородами, располагавшимися на территории нынешнего бульвара Пушкина. Не одно десятилетие оно считалось самым красивым в городе и, что немаловажно, представляло зрителям оперные постановки в годы Великой Отечественной войны. По словам председателя Донецкого областного совета Андрея Федорука, за 80-летний период эксплуатации театра здание физически и функционально устарело, потому сегодня назрела жизненная необходимость комплексной реставрации и реконструкции «Донбасс Оперы».
В рамках закона
Кажется, проектная группа не упустила ни одного нюанса: вскоре в здании будут заменены окна и двери, появится значительно больше светильников, новыми красками засияют стены, а кресла для зрителей сменят на такие, которые не напоминали бы собой зал кинотеатра. Несомненно, наибольшее внимание уделят служебным помещениям и театральной сцене – именно они стали главными объектами реконструкции «Донбасс Оперы».
По словам архитектора-реставратора, искусствоведа Нины Шепитько, донецкий театр – единственный храм искусства, где обустроены просторные вестибюли и буфет для удобства публики и абсолютно не учтена потребность труппы в дополнительных репетиционных залах, гримерных и комнатах отдыха. Эту проблему предполагается решить за счет продления здания театра в сторону бульвара Пушкина. Однако новость об этом вызвала неоднозначную реакцию: представители общественных организаций области уверены, что такие действия противозаконны, поскольку «Донбасс Опера» имеет статус памятника архитектуры и менять его вид запрещено.
«При рассмотрении вопроса реконструкции использовались исторические и библиографические материалы, публикации в журналах 1930-1940-х годов. Более того, установлено, что первоначальный проект был выполнен не в полном объеме – война помешала архитектору Котовскому завершить его задумку скульптурой и барельефами. В международной практике и в украинском законодательстве существует такое понятие, как предмет охраны. Проведение химико-технологических исследований позволило нам выяснить, какие элементы являются первичными, а какие появились в послевоенный период, поэтому говорить о противозаконности наших действий безосновательно», – заверила Нина Шепитько.
Влетит в копеечку
Изначально предполагалось, что «Донбасс Опера» будет драматическим театром, а потому сцена соответствовала требованиям того времени. Между тем она не предназначена для выступления артистов балета, а о ее функциональных возможностях и вовсе нечего сказать. На то, чтоб подготовить сцену к опере «Летучий Голландец», в общей сложности уходит два дня, тогда как современные системы позволяют зафиксировать театральную площадку под нужным углом всего за несколько минут.
«Концепцией проекта является не реализация конкретного спектакля, а создание условий для осуществления любых постановок на сцене «Донбасс Оперы», благополучного обеспечения смены декораций. Сегодня в репертуаре театра 22 оперы, 18 балетов и несколько сказок. С такой нагрузкой не должно возникать проблем со скорой сменой декораций», – подчеркнул руководитель проектной группы, директор ООО «ВСА-строй» Сергей Зернов.
По его словам, предварительная стоимость проекта составляет почти 300 млн. грн. «Около 120 млн. потребуется на строительные и реставрационные работы, 60-70 млн. будут затрачены на сценическое оборудование, в такую же сумму обойдется усиление фундамента, приведение в порядок цокольной части здания», – отметил Сергей Зернов.
В ожидании перемен
«После того как проект в июне нынешнего года будет рассмотрен на научно-методическом совете по вопросам культурного наследия и пройдет комплексную экспертизу, у нас появятся основания для решения вопросов финансовой поддержки проекта на государственном уровне. Одни мы не в силах осуществить такую масштабную задумку, а потому ее реализация возможна при условии объединения всех видов бюджета», – пояснил председатель Донецкого областного совета Андрей Федорук.
Когда в театре стартует масштабный ремонт, пока неизвестно – еще предстоит согласовать проект и дождаться соответствующего финансирования. В процессе рассмотрения также находятся вопросы создания удобств для людей с ограниченными физическими возможностями и акустические решения. В то же время со своим рабочим графиком труппа «Донбасс Оперы», кажется, успела определиться.
«На период реконструкции труппа будет задействована в театре. Думаю, как минимум год перемены нам не помешают. В дальнейшем планируем сделать акцент на гастрольной деятельности. Уже сегодня коллектив театра получил приглашение на выступления во Франции, также рассматривается возможность представить свои таланты в Дубае. В Донецке театральной площадкой нашего театра станет Центр славянской культуры, а мы, как и раньше, будем работать над расширением репертуара», – заключил художественный руководитель театра Вадим Писарев.
Наталья ЛЕХАН