Укрощение валюты
Национальный банк давно и последовательно ведет борьбу с дефицитом валюты и долларизацией экономики. Помимо различных финансовых инструментов в данном процессе активно используется и манипулирование общественным мнением. Так, вовремя выброшенная в СМИ информация о возможном запрете долларовых депозитов и взимании дополнительного налога при обмене валюты не раз остужала рынок. Но если вспомнить историю с еще одной экономической страшилкой для населения – введением дополнительных пошлин на импортные автомобили (правда, его использовали наоборот для того чтобы раскачать рынок и создать ажиотаж), – то после нескольких фальстартов пошлины все-таки ввели.
Поэтому небесполезно будет прояснить, каким же государственные мужи видят налог на обмен валют. Ведь он может заработать если не с октября текущего года, как грозятся различные эксперты, то с января будущего.
В разработанном ими законопроекте планируется, что с экспортеров и импортеров возьмут 1% от обмениваемой суммы, а с граждан при покупке-продаже налички — 10%. То есть, к примеру, при сдаче 100 долларов, мы получим не 819 гривен, как сейчас, а 737,1 грн.
Сбор не будет платиться с валютных переводов, при выкупе валютных обязательств Минфина и обмене валютного депозита на гривны. Как считают в НБУ, это не ударит по гражданам, ведь сбережения можно хранить в ценных бумагах Минфина, в инвестиционных монетах НБУ (они бывают золотые и серебряные, с Архангелом Михаилом) и на мультивалютных счетах. «В моем понимании, это совершенно справедливый налог, потому что у нас в стране все-таки одна национальная валюта – гривна. Все остальное – инвестиционный доход. Потому что доллар, евро – как инвестиция, способ сохранения и доход, полученный от этих операций, я считаю, вполне обоснованно должен облагаться налогом. Более того, это сожмет пожелание на дополнительных валютных спекуляциях. То есть уберутся дополнительные стимулы в случае какого-то легкого колебания покупать валюту и тем самым еще больше провоцировать возможный кризис», – считает глава совета общественной организации «Лаборатория законодательных инициатив» Игорь Когут.
Не так уж и обидно было бы платить экологические налоги при условии, что они будут направлены не на проедание и финансирование госаппарата, а на строительство предприятий по переработке тех же автошин или люминисцентных ламп. А то ведь получается: налог за их утилизацию мы платим, но они продолжают отравлять почву на традиционных свалках.
Экология для всех
Если раньше экологические платежи за загрязнение окружающей среды были преимущественно головной болью руководителей промышленных предприятий, с которой они, судя по экологии Донбасса, тем не менее успешно научились бороться, то новые экологические налоги так или иначе коснутся практически всех жителей Украины. Причем простому гражданину выработать к ним иммунитет будет гораздо сложнее.
Как сообщила пресс-служба Миндоходов, ведомство предложило два новых налога: экологический — 1% от стоимости на использование газа в источниках загрязнения атмосферы (котельные, газплиты, автомобили), и утилизационный — тоже 1%, на товары в аэрозольной упаковке (баллончики с лаком для волос, освежители, спреи). Им также обложат стиральные порошки, поскольку те в сточных водах загрязняют водоемы (кроме бесфосфатных), бытовую химию, изделия из пластмассы и резины (например, автошины). Если налоги введут, платить их будут производители. А это, естественно, означает, что новый платеж просто будет заложен в стоимость товара. Цены для народа соответственно автоматически вырастут. По предварительным расчетам, сжиженный газ для автомобилей подорожает примерно на 5 коп. за литр (что на самом деле выглядит не так страшно, учитывая, что на те же 5 копеек топливо дорожает регулярно, особенно если перед тем упало в цене). Баллончик лака станет дороже на 20—30 коп., бюджетная автошина — на 6—10 грн.
Примерно на 2 грн. подорожают люминесцентные лампы: утильналог на них вырастет с 8,81 грн. до 1 евро (10,9 грн.). Вроде немного, но в масштабах страны даст бюджету 2,5 млрд. грн.
С точки зрения логики простого гражданина, наверное, не так уж и обидно было бы платить экологические подати, но при условии, что они будут направлены не на проедание и финансирование госаппарата, а на строительство предприятий по переработке тех же автошин или люминисцентных ламп.
А то ведь получается странная картина: налог за их утилизацию мы платим, но они продолжают отравлять почву на традиционных свалках.
В разработанном законопроекте планируется, что с экспортеров и импортеров возьмут 1% от обмениваемой суммы, а с граждан при покупке-продаже налички — 10%. То есть, к примеру, при сдаче 100 долларов, мы получим не 819 гривен, как сейчас, а 737,1 грн.
Бизнес в предвкушении
Налоговая не закончила серию экспериментов над бизнесом с принятием Кодекса. С нового года, если закон примет парламент, систему налогообложения, возможно, ждет очередная встряска.
Одним из наиболее резонансных, очевидно, станет проект закона Миндоходов «О внесении изменений в НК относительно усовершенствования налога на добавленную стоимость». В конце июля документ был опубликован на сайте министерства. Законопроектом предлагается уменьшить ставку НДС с 20 до 9% уже с начала следующего года (по действующей редакции НК в 2014 году ставка НДС снижается до 17%). Вместе с тем ликвидируется большинство льгот по налогу. Одновременно предлагается ввести налог с оборота в размере 2% для импортеров и бизнеса внутри страны и 1% — для экспортеров. По мнению фискалов, принятие изменений будет способствовать снижению налогового давления на добропорядочных налогоплательщиков и в то же время увеличит бюджетные поступления примерно на 22 млрд. грн. Представители бизнеса обращают внимание, что и НДС, и налог с оборота — непрямые налоги, и практически нигде в мире не применяются одновременно.
Кроме того, министр доходов и сборов Александр Клименко не единожды анонсировал снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Теперь рассматривается вариант дифференциации ставки налога на доходы физлиц — вместо нынешних 15 и 17% ввести 10, 15 и 20%. Также Миндоходов предлагает уменьшить ставку ЕСВ с нынешних 37,6 до 15%. Такой идее противятся Минсоцтруда и Пенсионный фонд. Последний от новаций может потерять более 90 млрд. грн. доходов. Налоговики полагают, что потери ПФ от снижения ставки взноса частично покроются за счет легализации зарплат. Еще одним компенсатором будет часть средств от налога с оборота.
Максим ЛЕОНИДОВ