Кто кому должен?
Банковская система с подачи Национального банка Украины не устает преподносить нам неожиданные сюрпризы. Конечно, до неконтролируемых скачков курсов и запрета на снятие депозитов времен Стельмаха еще не дошло. Однако паспортизация обмена валюты, а теперь еще и глубинное анкетирование жизни и деятельности клиентов многих уже ввели в замешательство.
Анкетирование клиентов, которое НБУ навязал коммерческим банкам, на сегодняшний день – самая свежая и неоднозначная новация регулятора. На языке НБУ это мероприятие называется «идентификацией» и «изучением» клиентов банков, а актуальность подобных мер привязывается к закону о борьбе с отмыванием денег и препятствованию финансирования терроризма. Благие намерения и на этот раз пошли по весьма запутанному пути, как это часто бывает с инициативами наших госорганов. Интересно, что усиленному анализу подвергаются не только новые клиенты, но и те, кто уже давно сотрудничает с тем или иным банковским учреждением в стране, имеет банковский счет или депозит.
В Ассоциации украинских банков считают инициативу НБУ недопустимой, поскольку анкетирование подрывает доверие клиентов ко всем банкам
Все бы ничего, но в анкетах, которые финансисты приглашают по телефону заполнить своих партнеров, чересчур уж много «лишних» пунктов: размер совокупного семейного дохода; количество и объемы банковских операций, осуществляемых членами вашей семьи ежемесячно; каким движимым и недвижимым имуществом владеете вы лично и члены вашей семьи; есть ли у вас или ваших родственников депозиты в других банках и в каких размерах; владеете ли вы или ваши близкие ценным бумагами, какими именно и на какую сумму; есть ли у вас или членов семьи задолженность по банковским кредитам и в каком размере; являетесь ли вы или член вашей семьи публичным лицом (?!); кто влияет на то, как вы тратите деньги (?!!). Стоит заметить, что при этом Нацбанк требует от банкиров постоянно обновлять такую непубличную информацию.
Большая часть таких данных собиралась банкирами и раньше. Но… это осуществлялось, когда банк раздумывал, выдавать ли вам кредит или же вы попадаете в категорию неблагонадежных заемщиков. В данном же случае ситуация доведена до абсурда. Вы несете деньги в банк и логичнее было бы самому клиенту поинтересоваться, как, сколько и на что тратят свои доходы руководители того или иного банка или даже НБУ.
В Ассоциации украинских банков уже назвали это решение НБУ недопустимым. По словам председателя Ассоциации Александра Сугоняко, оно подрывает доверие клиентов ко всем банкам. Некоторые банкиры, заметил он, предпочтут платить штраф Нацбанку, нежели выполнять данное постановление. Ведь фактически речь будет идти о потере не только доверия общества к банкам, но и о последующей потере и самого банковского бизнеса в Украине как такового.
Еще больше неразберихи добавляет в и без того запутанную ситуацию отсутствие единой позиции в самом руководстве Национального банка. С одной стороны, Нацбанк не планирует отменять анкетирование. С другой, по словам заместителя председателя правления НБУ Игоря Соркина, клиент имеет право во время заполнения анкеты отказать банку в предоставлении информации, не предусмотренной законом. «Позиция Национального банка заключается в следующем: если клиент предоставил банку информацию по идентификации, определенную законом, и отказал банку в раскрытии другой информации, то в таких действиях нет каких-либо нарушений, и более того, у банка нет оснований отказать такому клиенту в обслуживании».
Согласно вышеупомянутому закону, банк может проводить идентификацию клиента на основании поданных им документов. Дополнительная информация может быть получена непосредственно от клиента или из открытых источников. В целом для идентификации физлица банки должны устанавливать паспортные данные клиента, место проживания или пребывания, идентификационный код. Если речь идет о предпринимателе, то финучреждение добавляет информацию о его банковских реквизитах.
Внести ясность, почему же коммерческие банки, ссылаясь на НБУ, углубляются в личную жизнь клиентов, мы попытались, обратившись в управление Национального банка Украины в Донецкой области. Однако и там затруднились ответить, какую же позицию считать окончательно верной, пообещав прокомментировать ситуацию несколько позже.
Пока же, как говорится, воз и ныне там. Клиенты, принося свои «кровные» в банки, вынуждены делиться еще и сокровенным. А банкиры, сами осознавая абсурдность ситуации, ссориться с Нацбанком не спешат.
Евгений НОВИКОВ